Токарно-винторезный станок 1М63Н

Описание конструкции токарного станка 1Н65

Станина

Станина является базовой сборочной единицей, на которой монтируются все остальные сборочные единицы и механизмы станка.

На верхней части станины расположены три призматические направляющие, из которых передняя и задняя являются базой каретки, а средняя — базой задней бабки.

Внутри станины имеются наклонные люки для отвода стружки и охлаждающей жидкости в сторону, противоположную рабочему месту.

Под левой головной частью станины имеются ниши, в одной из которых смонтирован электродвигатель главного привода, а в другой — электронасос охлаждения с резервуаром для охлаждающей жидкости. Корыто для сбора охлаждающей жидкости выполнено монолитным с корпусом станины.

В правой части станины на передней стенке смонтирован кронштейн со встроенными в него опорами ходового винта и ходового вала.

Для предотвращения провисания ходового винта и ходового вала в станке с РМЦ = 5000 мм имеются две подвески. Для станков моделей 1Н65Г и 1Н65ГФ1 в станине имеется выемка, в которой установлен съемный мостик.

Бабка передняя

Бабка передняя устанавливается на левой головной части станины, фиксируется штифтами и крепится болтами. В корпусе ее смонтированы: электромагнитная муфта для торможения шпинделя, шпиндельный узел, звено увеличения шага в 8 раз, механизм изменения направления перемещения каретки или нарезании резьб, механизм настройки скоростей шпинделя, вилки перемещения, рукоятки и другой детали, система смазки и электрошкаф.

Шпиндель смонтирован на трех опорах качения, из которых передняя и задняя регулируемые.

Бабка задняя

Бабка задняя перемещается по направляющим станины от редуктора ручного перемещения вращением валика.

В пиноль бабки встроен вращающийся шпиндель, у которого подшипники передней опоры регулируются с помощью гаек.

В шпинделе бабки задней имеется прорезь для лапок хвостового режущего инструмента.

Суппорт

Суппорт крестовой конструкции имеет продольное перемещение вместе с кареткой по направляющим станины, а поперечное по направляющим каретки.

Оба перемещения осуществляются механически при помощи крестового переключателя и вручную вращением маховика и рукоятки каретки.

Резцовые салазки, несущие четырехпозиционную резцедержку, перемещаются вручную и механически по направляющим поворотной части, которую можно повернуть вокруг оси на любой угол.

Каретка станков с устройством цифровой индикации снабжена преобразователем линейных перемещений, который соединяется с винтом поперечных перемещений с помощью сильфонной муфты.

Отсчет поперечного перемещения может осуществляться по лимбу и по табло УЦИ.

Фартук станка

Фартук станка выполнен закрытого типа со съемной передней крышкой. Движение суппортной группе передается механизмом фартука от ходового вала или ходового винта.

Благодаря наличию в фартуке четырех электромагнитных муфт управление механическим перемещением суппортной группы сосредоточено в одной рукоятке, причем направление включения рукоятки совпадает с направлением подачи.

Возможно включение быстрого хода суппорта в направлении наклона рукоятки управления.

Благодаря обгонной муфте, вмонтированной в фартук, включение быстрого хода возможно при включенной подаче. Электродвигатель ускоренного хода установлен на фартуке.

В фартуке смонтирован механизм предохранительной муфты, исключающий поломку станка при перегрузках.

Коробка подач

Коробка подач закрытого типа со съемной передней крышкой.

Механизм коробки подач позволяет получить первый ряд подач и все нарезаемые на станке резьбы, не прибегая к изменению настройки сменных шестерен.

Для получения второго ряда подач устанавливаются сменные колеса: а = 42, b = c = l26.

Комплектация станка

В состав станка входит патрон четырехкулачковый несамоцентрирующий диаметром 1000 мм.

Для обработки нежестких деталей станок снабжен двумя люнетами — подвижным и неподвижным.

Люнет подвижный крепится на каретке и поддерживает деталь непосредственно около резца. Диаметр охвата сухарями обеспечивается в пределах от 70 до 250 мм.

Люнет неподвижный устанавливается на направляющих станины в любом месте и закрепляется болтом, с помощью прихвата.

Он снабжен сухарями и роликами, которые устанавливаются в зависимости от условий обработки.

Диаметр охвата обрабатываемой детали в люнете неподвижном обеспечивается в пределах от 70 до 380 мм.

Модификации

Время и растущие потребности несут за собой необходимость вносить усовершенствования. Без них не обошелся и наш агрегат. К его основным модификациям относят следующие модели:

  • 1М63Ф306, выпускаемая с 73-го года, отличалась наличием ЧПУ (данное отличие также присутствует у 1М63ФЗ и 1М63РФЗ);
  • 1М63Ф101, вышедшая в 76-ом году, имела устройство цифровой индикации (УЦИ), которое отсчитывало поперечное движение суппорта;
  • 1М63Б, отличавшаяся своей быстроходностью и увеличенной мощностью (это относится и к модификациям 1М63БГ и 1М63БФ101);
  • 1М63М с повышенной мощностью, как и у 1М63МФ101 и 16Р30;
  • 1М63Н, выпущенная в 92-ом году и завершившая серию, отличалась нормальной точностью (1М63НФ1 и 1М63НФ101, к тому же, были дополнены системой УЦИ, которая отсчитывала перемещения в 3-х мерной системе координат);
  • 1М63Н-1, имевшая нормальную точность и более короткую станину (1М63НФ10М обладала еще и УЦИ);
  • 1М63НГ, отличавшаяся выемкой на станине;
  • 1М63НП, преимуществом которой была повышенная точность.

Некоторым, из перечисленных станков, можно уделить немного больше внимания. К примеру, рассматривая одну из последних модификаций (1М63Н) можно выделить несколько конструктивных особенностей модели:

  • буква «Н» в названии указывает на нормальную точность обработки, которую обеспечивали три фактора: температурная стабильность, устойчивость к вибрациям и жесткость конструкции;
  • внушительный срок службы токарной машины, обеспеченный двумя призматическими направляющими, расположенными на станине, и другими высоконадежными узлами;
  • ускоренная обработка резьбы за счет того, что реверсивное вращение шпинделя имеет на 30% большую частоту, чем прямое;
  • зубчатые колеса, которые выполнены из легированной стали;
  • повышенная безопасность эксплуатации, гарантированная системами блокировки станка, а также ограждающими зонами резки;
  • более мощный, по отношению к оригинальной модели, двигатель;
  • возможность обрабатывать заготовки длиною до 10 м и массой до 3,5 т.

Рассмотренный нами станок 1М63 имеет достаточно особенностей, которые обеспечили ему популярность и признание не только на родине, но и за рубежом. На его базе было создано огромное количество модификаций, добавляющих этой машине еще больше достоинств. Не смотря на то, что в новом веке уже создано огромное количество современных станков, превосходящих во многом полувекового трудягу, он и его улучшенные модели продолжают стоять в строю, каждый день обрабатывая тысячи новых деталей.

Схема электрическая принципиальная станка 1М63Б

Электрическая схема токарно-винторезного станка 1м63Б

Управление главным приводом

Пуск электродвигателя осуществляется нажатием одной из кнопок “пуск” 1КУ или 2КУ (расположенных на пультах каретки и около коробки подач) при выключенном фрикционе. При этом н.з. контакт конечного выключателя ВК замкнут. Пускатель КШ получает питание и подключает электродвигатель главного движения к сети. Одновременно с пускателем КШ получают питание реле времени РВ и 1РВ.

Управление вращением шпинделя осуществляется с помощью фрикциона, включаемого от рукоятки.

При отключенном фрикционе н.з. контакт ВК остается замкнутым, реле времени РВ, 1РВ и тормозная муфта включены. При этом загорается сигнальная дампе 2ЛС. При работе двигателя главного движения на холостом ходу, реле времени РВ, настроенное на выдержку 2,5-3 мин, отключает катушку магнитного пускателя и соответственно двигатель от сети. Одновременно, реле времени 1РВ, настроенное на выдержку 25 сек потеряет питание и отключит тормозную муфту.

При включении фрикциона н.з. контакт ВК разрывается, отключает реле времени РВ и обеспечивает работу станка. Останов двигателя осуществляется нажатием на одну из кнопок “стоп” 3КУ или КУ. При этом через н.з. контакт КШ включается реле РВ и тормозная муфта 5ЭМ. Контроль за нагрузкой электродвигателя осуществляется по амперметру.

Значение тока электродвигателя главного привода в зависимости от напряжения:

380В = 29А

400В = 27А

415В = 26,5А

440В = 25А

500В = 22А

Управление приводом подач

Рабочие подачи осуществляются от двигателя главного привода, ускоренные хода от двигателя ускоренного хода типа АOЛ2-21-4 (4Ах80А4УЗ) 1,1 кВт (1,475 л.с.) 1400 об/мин при 50 Гц, 1690 об/мин при 50 Гц.

В фартуке станка имеется четыре электромагнитные фрикционные муфты, две из которых используются для управления перемещением каретки в продольном направлении и две – для управления перемещением суппорта в поперечном направлении.

Управление муфтами производится рукояткой крестового переключателя, установленного на фартуке станка, имеющего 5 положений: одно – вертикальное нейтральное и 4 наклонных, соответствующих направлению перемещения суппорта и каретки.

Включение электродвигателя ускоренного хода при любом положении рукоятки переключателя обеспечивается пусковой толчковой кнопкой, встроенной в головку рукоятки крестового переключателя.

Во избежание одновременного включения маточной гайки и электромагнитных муфт, предусмотрен блокировочный конечный выключатель ВКФ, установленный внутри фартука, который обрывает цепь питания муфт при включении маточной гайки.

Для предотвращения пробоя электромагнитных муфт и уменьшения искрообразования на контакте при отключении катушки, предусмотрены разрядные сопротивления R1…R5.

На фартуке станка имеется переключатель режимов работы на три положения, который включает муфты соответственно на:

  • токарную работу;
  • конусное точение (внутреннее), замыкаемые контакты 53,57(1-2), 55-59(5-6)
  • конусное точение (наружное), замыкаемые контакты 53-59(3-9), 55-57(7-2)

Привод охлаждения

Привод охлаждения осуществляется от электронасоса типа ПА-22, 0,12 квт (0,163 л.с.) 2800 об/мин при 50 Гц, 3350 об/мин, при 60 Гц. Пуск и останов электродвигателя осуществляется включением переключателя, установленного на фартуке станка.

Конструкция

Основу токарно-винторезного станка 1М63Н составляет литая чугунная станина с двумя или тремя тумбами для установки на опорной поверхности (в зависимости от длины станка). Две призматические рабочие направляющие, расположенные на станине, служат для передвижения каретки суппорта, а также регулировки положения задней бабки.

Кинематическая схема токарно-винторезного станка 1М63Н

Внутри корпуса станины под рабочей областью выполнены люки для удаления стружки и вывода охлаждающей жидкости. Охлаждающе-смазывающая жидкость используется многократно, благодаря возвращению в емкость через систему фильтров.

Крайние (передняя и задняя) тумбы станины полые. В передней (левой) расположен двигатель основного привода, в задней (правой) располагается электродвигатель насоса и бак с охлаждающей эмульсией.

На задней стенке передней бабки находится блок сменных шестерен (гитара) для передачи и регулировки вращения от передней бабки на вал подач. Наборы сменных шестерен позволяют перестраивать станок на выполнение нарезки резьб допустимых типов.

Гитара токарно-винторезного станка 1М63Н

Смазка шестерен токарно-винторезного станка 1М63Н и его опорных подшипников производится автоматически при помощи механического масляного насоса с приводом от главного вала передней бабки.

Применяемая для изготовления шестерен высококачественная легированная сталь, термообработанная после изготовления деталей, позволяет сохранять точность обработки заготовок на протяжении всего срока службы станка.


Коробка подач токарно-винторезного станка 1М63Н


Коробка скоростей токарно-винторезного станка 1М63Н

Расположение органов управления токарным станком 163

Расположение органов управления токарным станком 163

Список органов управления токарным станком 163

  1. Рукоятка для установки метрических или дюймовых резьб и подач
  2. Рукоятки для настройки чисел оборотов шпинделя
  3. Рукоятка для установки нормального или увеличенного шага резьбы
  4. Рукоятки для установки правой или левой резьбы
  5. Рукоятки для настройки чисел оборотов шпинделя
  6. Вытяжная кнопка для включения или выключения шестерни реечной передачи продольного перемещения суппорта
  7. Рукоятка для поворота, фиксации и закрепления резцовой головки
  8. Рукоятка для включения или выключения автоматического перемещения верхних салазок суппорта
  9. Кнопка на рукоятке 10 для включения быстрого перемещения суппорта
  10. Рукоятка для управления быстрыми и рабочими перемещениями суппорта во всех направлениях
  11. Рукоятка для закрепления пиноли задней бабки
  12. Маховичок для перемещения пиноли задней бабки
  13. Рукоятка для ручного перемещения верхних (резцовых) салазок суппорта
  14. Рукоятки для включения, останова и реверсирования шпинделя
  15. Рукоятки для включения гайки ходового винта
  16. Кнопочные станции пуска и останова главного привода
  17. Переключатель электромагнитных муфт фартука для обычной работы или конусного точения
  18. Рукоятки для ручного поперечного перемещения суппорта
  19. Вытяжная кнопка для включении или выключения механического поперечного перемещения верхних салазок суппорта
  20. Маховичок для ручного продольного перемещения суппорта
  21. Кнопочные станции пуска и останова главного привода
  22. 22 Рукоятки для включения, останова и реверсирования шпинделя
  23. Рукоятка для включения ходового винта или ходового валика
  24. Рукоятка для установки величины подачи шага резьбы
  25. Рукоятка для установки величины подачи шага резьбы

Инструкция по эксплуатации

Паспорт оборудования содержит полный перечень правил работы со станком 1м63. Кратко можно упомянуть:

  • к работе не допускается персонал, не имеющий достаточной квалификации, не ознакомленный с документацией к оборудованию, не прошедший инструктажи по технике безопасности;
  • перед началом работы обязательно проводится проверка ограждений, сменных шестерен, автоматов включения, блокировки выброса стружки, выключателей подачи;
  • делать в суппорте должна надежно фиксироваться;
  • при работе с длинными заготовками — применение люнетов обязательно;
  • непосредственно после пуска и в течение некоторого времени — не переключать коробку скоростей в режим максимальных оборотов шпинделя;
  • переключать направление вращения шпинделя следует только в состоянии полного его останова;
  • не допускается переключать режимы колес передней бабки, работы коробки подач на ходу.

Необходимо соблюдать общие правила безопасности. Спецодежда, кроме брюк, спецовки с длинным рукавом и плотно застегиваемыми манжетами — должна включать защитные очки и берет. Во время работы нельзя прикасаться к движущимся деталям, следить, чтобы одежда была тщательно заправлена, не рекомендуется близко наклоняться к рабочей зоне.

Все параметры обработки должны настраиваться до пуска станка согласно инструкциям к оборудованию. Активация главного привода должна производиться после установки резца в начальную позицию. По окончании работ – нужно очистить поверхности станка от остатков охлаждающей жидкости, грязи, удалить стружку.

Схема электрическая принципиальная станка 1М63Д

Электрическая схема токарно-винторезного станка 1М63Д

Управление главным приводом

Пуск электродвигателя осуществляется нажатием одной из кнопок “пуск” 1КУ или 2КУ (расположенных на пультах каретки и около коробки подач) при выключенном фрикционе. При этом н.з. контакт конечного выключателя ВК замкнут. Пускатель КШ получает питание и подключает электродвигатель главного движения к сети. Одновременно с пускателем КШ получают питание реле времени РВ и 1РВ.

Управление вращением шпинделя осуществляется с помощью фрикциона, включаемого от рукоятки.

При отключенном фрикционе н.з. контакт ВК остается замкнутым, реле времени РВ, 1РВ и тормозная муфта включены. При этом загорается сигнальная дампе 2ЛС. При работе двигателя главного движения на холостом ходу, реле времени РВ, настроенное на выдержку 2,5-3 мин, отключает катушку магнитного пускателя и соответственно двигатель от сети. Одновременно, реле времени 1РВ, настроенное на выдержку 25 сек потеряет питание и отключит тормозную муфту.

При включении фрикциона н.з. контакт ВК разрывается, отключает реле времени РВ и обеспечивает работу станка. Останов двигателя осуществляется нажатием на одну из кнопок “стоп” 3КУ или КУ. При этом через н.з. контакт КШ включается реле РВ и тормозная муфта 5ЭМ. Контроль за нагрузкой электродвигателя осуществляется по амперметру.

Значение тока электродвигателя главного привода в зависимости от напряжения:

380В = 29А

400В = 27А

415В = 26,5А

440В = 25А

500В = 22А

Управление приводом подач

Рабочие подачи осуществляются от двигателя главного привода, ускоренные хода от двигателя ускоренного хода типа АOЛ2-21-4 (4Ах80А4УЗ) 1,1 кВт (1,475 л.с.) 1400 об/мин при 50 Гц, 1690 об/мин при 50 Гц.

В фартуке станка имеется четыре электромагнитные фрикционные муфты, две из которых используются для управления перемещением каретки в продольном направлении и две – для управления перемещением суппорта в поперечном направлении.

Управление муфтами производится рукояткой крестового переключателя, установленного на фартуке станка, имеющего 5 положений: одно – вертикальное нейтральное и 4 наклонных, соответствующих направлению перемещения суппорта и каретки.

Включение электродвигателя ускоренного хода при любом положении рукоятки переключателя обеспечивается пусковой толчковой кнопкой, встроенной в головку рукоятки крестового переключателя.

Во избежание одновременного включения маточной гайки и электромагнитных муфт, предусмотрен блокировочный конечный выключатель ВКФ, установленный внутри фартука, который обрывает цепь питания муфт при включении маточной гайки.

Для предотвращения пробоя электромагнитных муфт и уменьшения искрообразования на контакте при отключении катушки, предусмотрены разрядные сопротивления R1…R5.

На фартуке станка имеется переключатель режимов работы на три положения, который включает муфты соответственно на:

  • токарную работу;
  • конусное точение (внутреннее), замыкаемые контакты 53,57(1-2), 55-59(5-6)
  • конусное точение (наружное), замыкаемые контакты 53-59(3-9), 55-57(7-2)

Привод охлаждения

Привод охлаждения осуществляется от электронасоса типа ПА-22, 0,12 квт (0,163 л.с.) 2800 об/мин при 50 Гц, 3350 об/мин, при 60 Гц. Пуск и останов электродвигателя осуществляется включением переключателя, установленного на фартуке станка.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteEmailWhatsApp
Напишите комментарий

Adblock
detector