Тельфер электрический

Переподключение с 380 вольт на 220

Очень важно понимать, как подключается трехфазный электродвигатель к сети 220в. Чтобы трехфазный двигатель подключить к 220в, заметим, что у него есть шесть выводов, что соответствует трем обмоткам

При помощи тестера провода прозванивают, чтобы найти катушки. Их концы соединяем по два – получается соединение «треугольник» (и три конца).

Для начала, два конца сетевого провода (220 в) подключаем к любым двум концам нашего «треугольника». Оставшийся конец (оставшаяся пара скрученных проводов катушки) подсоединяется к концу конденсатора, а оставшийся провод конденсатора также соединяется с одним из концов сетевого провода и катушек.

От того, выберем мы один или другой, будет зависеть в какую сторону начнет вращаться двигатель. Проделав все указанные действия, запускаем двигатель, подав на него 220 в.

Если при включении, мотор гудит, но не крутиться, требуется дополнительно установить (через кнопку) конденсатор. Он будет в момент пуска давать двигателю толчок, заставляя крутиться.

Видео:

Видео: Как подключить электродвигатель с 380 на 220

Прозванивание, т.е. измерение сопротивления, проводится тестером. Если такой отсутствует, воспользоваться можно батарейкой и обычной лампой для фонарика: в цепь, последовательно с лампой, подсоединяют определяемые провода. Если концы одной обмотки найдены – лампа загорается.

Труднее гораздо найти определить начало и концы обмоток. Без вольтметра со стрелкой не обойтись.

Разрывая контакт провода с батарейкой, наблюдают, отклоняется ли стрелка и в какую сторону. Те же действия проводят с оставшимися обмотками, изменяя, если нужно, полярность. Добиваются чтобы отклонялась стрелка в ту же сторону, что при первом измерении.

Классификация

Механизм подъема ручной червячной тали с пластинчатой грузовой цепью, образующей двукратный полиспаст, детально представлен в работе. При помощи этих устройств отключаются: механизм подъема при достижении крюковой подвеской крайнего верхнего положения, механизм передвижения при подходе ограничителей тали к упорам.

Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Ростехнадзора.

На выключатели S7, S8 через механическую кинематическую цепь воздействует канатоукладчик

Еще раз хочется подчеркнуть важность правильного подключения тельфера и пульта управления к нему. Существующий ценовой уровень на электрические тельферы следующий: Для отечественных типоразмеров — от 80 тыс

Вместе с канатом на барабане перемещается и канатоукладчик — устройство, необходимое не столько для укладывания каната в ручьи, сколько для включения-отключения концевых выключателей переподъема и избыточного спуска

Почему так важно правильно выполнить подключение тельфера Тали являются универсальными устройствами, предназначенными для перемещения тяжеловесных объектов по вертикальным и горизонтальным плоскостям

Электрооборудование электрических талей Электрические принципиальные схемы талей, имеющих различную конструкцию, имеют много общего и заметные отличия. В корпусе редуктора имеются сливная пробка 16 и пробка-отдушина 7 7. Другой вариант поставки — с частотными преобразователями для максимально плавного пуска и торможения приводов.

Тали, предназначенные для установки на однобалочных кранах, поставляются с шестикнопочным пультом управления. Вместе с канатом на барабане перемещается и канатоукладчик — устройство, необходимое не столько для укладывания каната в ручьи, сколько для включения-отключения концевых выключателей переподъема и избыточного спуска. Запитывается она постоянным током от выпрямителя в пусковом шкафу. Мощность в механике принято обозначать буквой N, в электротехнике — буквой Р. Механизмы подъема, представленные на рис.

ТЭ-050 электроталь на 500 кг

Если не учитывать ручные тали и автомобильные домкраты, электрические тали являются самыми распространенными грузоподъемными машинами в мире. Подъемный электродвигатель Асинхронный двухскоростной электродвигатель с конусными ротором и статором и встроенным безасбестовым конусным тормозом.

Конструкции электротельферов несколько различаются также в зависимости от их грузоподъёмности. Сателлиты на рис. По поверхности барабана сделаны винтовые каналы для каната. Запитывается она постоянным током от выпрямителя в пусковом шкафу.
Электрический тельфер PRORAB LT 800 P

Сравнение

Прежде чем выявить отличие тали от тельфера, необходимо заострить внимание на терминологии. В соответствии с ней тельфер является разновидностью тали

Такие агрегаты (тельферы) выделены в особую группу благодаря некоторым своим характеристикам. Но сначала остановимся подробней на талях в целом.

Эти компактные устройства успешно справляются с поднятием грузов весом не в одну тонну на весьма значительную высоту, а иногда и перемещением их по горизонтали. Тали могут обладать конструкцией, разной по степени сложности. Но каждое из подобных приспособлений имеет систему крепления к опоре, приводной механизм, цепь или трос, а также деталь, захватывающую груз (чаще всего это крюк).

Простейшими являются ручные тали. Они сравнительно небольшие и не требуют организации особых условий для установки. Такое приспособление можно зацепить за любую балку, способную выдержать необходимый вес. При поднятии груза в этом случае задействуется сила рук человека. Более совершенными являются тали, работающие от электричества. Они поднимают груз гораздо быстрей и на более значительную высоту.

Сама по себе таль, ручная или электрическая, имеет ограниченную зону действия – она перемещает груз только по вертикали, в месте своего крепления. Чтобы расширить возможности устройства, его подвешивают к специальной каретке. А та, в свою очередь, передвигается по монорельсам – путям, зафиксированным на верхних перекрытиях цеха или ангара. Таким образом операцию поднятия объекта совмещают с его переносом в горизонтальном направлении.

Если в базовой комплектации грузоподъемного средства с электродвигателем уже имеется каретка, то оборудование называется тельфером. Однако отличительным признаком такого агрегата является не только наличие собственной системы передвижения.

В чем разница между талью и тельфером? В том, что по сравнению с обычным устройством тельфер может иметь более крупные габариты и снабжаться дополнительными аксессуарами. Некоторые модели такого оборудования оснащаются кабиной управления. С помощью тельферов осуществляется быстрая транспортировка всевозможных тяжелейших грузов, что, конечно, не под силу простой тали с ручным приводом.

Тем не менее иногда наиболее рациональным вариантом является эксплуатация ручных приспособлений, не требующих специальных навыков управления и стоящих дешевле. Это касается условий, когда пространство ограничено, а грузы имеют небольшой вес. Если без электрической тяги не обойтись и есть возможности для размещения и установки тельфера, используют именно его.

Принцип работы электрической схемы тельфера

 Электроталь приводится в движении, поднимает и отпускает груз с помощью асинхронных двигателей с короткозамкнутыми роторами марками АИР 63 В4 13. двигатель по мощности применяют 0,37 кВт. Частотой вращения двигателей 955/1400  об/мин. Управление двигателем подъемника и передвижение проводится с помощью магнитных пускателей типа ПМЛ-15010 4Б. используемые пускатели работают под напряжением 42 В которое берется  с понижающего трансформатора. Управление пускателями производится с поста управления типа ПКТ-40. на механизме подъема используется тормоза колодочного типа.   Для включения тельфера необходимо подать напряжение в цепь питания рубильником QS.Для подачи питания в цепь управления замыкается выключатель SB1 ключом-маркой. Для подъема груза необходимо замкнуть кнопочный выключатель SB2. При этом ток пойдет через катушку магнитного пускателя KM1, замкнув силовые контакты KM1. При этом ток пойдет через катушку электромагнита YB и на двигатель М1. Колодочный тормоз разомкнется и разблокирует вал двигателя, двигатель начнет вращаться.
 При нажатии кнопки SB2 спаренные контакты размыкают цепь магнитного пускателя КМ2, что бы избежать одновременного включения магнитных пускателей КМ1 и КМ2.Для ограничения подъема крюка в цепь КМ1 установлен конечный выключатель SQ1, который срабатывает от действия крюковой подвески и размыкает цепь КМ1. Для опускания груза необходимо замкнуть цепь магнитного пускателя КМ2 кнопочным выключателем SB3. При этом схема работает аналогично включению на подъем, только в цепи питания электродвигателя М1 две фазы меняются местами и двигатель вращается в противоположную сторону. Для перемещения электротали необходимо замкнуть цепь магнитного пускателя КМ3 кнопочным выключателем SB4, при этом срабатывают силовые контакты КМ3, подавая ток в двигатель М2.Для перемещения в противоположную сторону замыкается цепь магнитного пускателя КМ4 кнопочным выключателем SB5. По окончанию работ необходимо отключить цепь питания электротали рубильником QS. 4.
 Работа схемы управления Схемой включения контактов кнопок поста управления предусмотрена электрическая блокировка, исключающая возможность одновременного срабатывания пускателей при одновременном нажатии кнопок, предназначенных для включения противоположных движении одного и того же механизма.

Устройство и принцип работы

Основными элементами, которые составляют устройство тельфера, являются:

  • барабан, на который накручивается канат;
  • электрический двигатель;
  • специальный тормоз;
  • редуктор планетарного типа;
  • канат;
  • грузозахватывающая система.

Все элементы, кроме системы на котором фиксируется груз, расположены в корпусе. У ручных тельферов устройство отличается отсутствием электрического двигателя. Для перемещения груза вдоль горизонтальной плоскости монтируется специальная балка.

ГОСТ 22854-96 Тали электрические канатные. Общие технические условия

1 файл   662.11 KB

Принцип работы заключается в изменении длины каната, на котором располагается грузозахватывающее устройство. Это происходит благодаря вращению якоря электрического двигателя, который соединён с редуктором, закрепленном на барабане. Управление вращением осуществляется с выносного пульта. Для обеспечения безопасного проведения работ предусмотрен грузоупорный тормоз.

Электрические тельферы

Конструкция обычной электрической тали ничем принципиально не отличается от других типов. Так же присутствуют редуктор, барабан (при использовании канатов) или звездочка (при использовании цепи), тормоз и крюковая система. Только усилие для подъема груза развивает электрический двигатель.
Тали подобного типа могут быть как передвижными, так и стационарными. Управление такой талью происходит оператором, располагающимся на полу с кнопочного пульта, или из кабины.

Грузоподъемность электрической тали составляет до 50 т, при этом высота подъема может составлять до 80 м. Такие характеристики позволяют использовать электрический тельфер для выполнения многих производственных задач.

Пневматические тали

В талях с использованием пневматического привода источником энергии служит сжатый воздух. Его получают от компрессоров или из газовых баллонов. Такой тип тельферов применяется при отсутствии электроэнергии, а также в условиях опасных и агрессивных сред (повышенная влажность, взрывоопасные, пожароопасные условия эксплуатации). Пневматические тали имеют малый вес и габариты, просты в обслуживании, надежны и долговечны. Широко применяются в нефтеперерабатывающей, горнодобывающей, и химической промышленности, на судах.

Видео как устроена цепная лебедка

Особенности конструкции

Конструктивно – тельфер состоит из таких элементов как электродвигатель (как правило, асинхронный), органы управления, редуктор, барабан, стальной трос или цепь, крюк, а также в некоторых случаях полиспаст.

Особенностью применяемых электродвигателей является мощность и стабильность работы, а также способность работы в реверсном режиме. Показатель мощности электродвигателя определяет параметры скорости подъёма и вес груза. Стабильность оборотов является требованием безопасности подъёма и опускания грузов. Система реверса – основная система управления тельфера.

Органы управления представляют пульт управления электромотором тельфера. Наиболее распространённым вариантом является проводной пульт, но встречаются органы управления на беспроводном пульте.

Редуктор – устройство, которое преобразует низкий крутящий момент (в сочетании с высокой скоростью) на входе в увеличение крутящего момента за счёт уменьшения угловой скорости. Наиболее частым конструктивным решением в редукторе тельфера является применение червячного редуктора. Преимуществом такого решения является плавность работы, относительная бесшумность и высокая надёжность. В редких случаях можно встретить редукторы других типов исполнения.

Барабан – устройство, соединённое с редуктором, применяемое для намотки (при подъёме груза) или размотки (при опускании груза) троса или цепи. Главное требование, предъявляемое к барабану – прочность. Искривление барабана в процессе эксплуатации может привести к заклиниванию троса или цепи и выходу из строя тельфера. Аналогичные требования предъявляются и к тросу или цепи, используемых тельфером. Обрыв троса или цепи может привести к травмам персонала. Как правило, система отключения двигателя при полной намотке или размотке троса связана с барабаном, хотя встречаются и электронные системы, монтируемые в корпус тельфера.

Крюк используется для крепления груза к подъёмному тросу или цепи.

Полиспаст – это устройство, которое позволяет за счёт применения блока увеличить массу поднимаемого груза, при этом показатели скорости и высоты подъёма груза снижаются.

Комментарии

Для особо крупных типоразмеров, грузоподъёмностью более 3 тонн, ходовая часть устанавливается на две опорные тележки, что превращает электротельфер в мини-мостовой кран или кран-балку. До начала х годов в Советском Союзе производилось большое количество подъемно-транспортной техники, однако спрос на эту техника всегда превышал производство.

Ошибочно предполагать, что при увеличении этого параметра производительность работы тельфера улучшится: одновременно возрастают и инерционные составляющие усилия, которые приводят к нежелательному раскачиванию груза. Предохранители F1, F2, F3 защищают обмотки трансформатора. Зубчатые передачи редуктора смазываются жидкой смазкой из масляной ванны.

Схема подключения тали Независимо от того, вы хотите подключить однофазный тельфер без контактора, или же любую другую модель, схема находится на боковой крышке электрической панели. Зубчатые передачи редуктора смазываются жидкой смазкой из масляной ванны.

Классификация Может быть выполнена по следующим параметрам: Конструктивному. Обычно в этом случае используется сдвоенный полиспаст разрез А—А, рис. Объясняется это тем, что использование его не ограничивается цехами заводов и фабрик. Не стоит приобретать тельферы, на которых отсутствует схема подключения.

Корпус Новый корпус имеет коробчатую форму. Для обеспечения безопасности работ тали оборудуют соответствующими устройствами, большая часть которых действует автоматически. Конструкция муфты обеспечивает беспрепятственное осевое перемещение вала электродвигателя. Обычно в этом случае используется сдвоенный полиспаст разрез А—А, рис. Пускатели монтируются на рейку DIN, но при управлении частотными преобразователями они отсутствуют. Таль электрическая РА (электротельфер): распаковка, подключение и первый пуск

Классификация

Может быть выполнена по следующим параметрам:

  1. Конструктивному. Электрический тельфер может обслуживать ограниченное рабочее место (таковы, например, консольно-поворотные механизмы), а может обслуживать определённую площадь вдоль трассы своего перемещения.
  2. Функциональному. Основными показателями полезности устройства считаются его грузоподъёмность, высота подъёма и длина перемещения груза.
  3. Способ управления. В наиболее дешёвых электротельферах, преимущественно малой грузоподъёмности, электроприводом управляется только подъём груза, а перемещение (или поворот) устройства выполняется оператором.

Благодаря своей компактности, удобству монтажа и переустановке, а также чрезвычайной простоте управления электрические тельферы находят широкое применение в ремонтных мастерских, складах. СТО. Консольно-поворотными устройствами оснащаются отдельные посты сборочных конвейеров автосборочных предприятий, а мобильными – автоперегружатели. Изменяя тип захватного приспособления, электротельфер можно успешно приспособить под загрузку металлолома (грейферные устройства), либо применять в крупных аптеках для выдачи упакованных блистеров на пост кассира.

Крупнейшими мировыми производителями электрических тельферов являются Болгария, КНР, Германия, и, разумеется, Россия. Немецкие электротельферы отличаются теми же особенностями, что и большинство образцов промышленной техники, которые производятся в этой стране. Это высокое качество изготовления и сборки, высокая стоимость и ограниченные возможности для оперативного сервисного обслуживания. Качество агрегатов китайского производства сомнительно и нестабильно, хотя это и компенсируется демпинговыми ценами на продукцию.

Исключая отечественные, наиболее популярными импортными моделями электротельферов являются механизмы болгарского производства. Соответствующая продукция болгарского предприятия «БалканКар» была хорошо известна и почитаема ещё во времена СССР. Впрочем, и сейчас бывший «БалканКар» (под брендами «Балканское Эхо» и «ЭлМот») считается весьма авторитетным поставщиком рассматриваемого оборудования.

Области применения цепных талей

Подвесные грузоподъёмные устройства с цепным рабочим узлом повсеместно применяются в промышленности. Широкий спектр использования электрических цепных талей, их высокая способность к работе, позволяет применять эти грузоподъёмные механизмы в различных производственных отраслях. Запас по мощности выбирается с определённым процентом для обеспечения безопасности обслуживающего персонала.

Электрические тельферы успешно используются на механосборочных участках, при строительстве объектов различного назначения, нефтеперерабатывающих предприятиях. Для каждого вида применения надлежит подбирать грузоподъёмные механизмы с типами защищённости конструкционных узлов и электрических частей.

При работе в горнодобывающей отрасли используются специализированные, взрывозащищённые электротельферы. Заводское исполнение должно обеспечивать герметичность механизмов от попадания жидкостей и грязи, закрытость контактных групп.

Скорость передвижения грузовой тележки электрической тали подбирается с учётом специфики назначения и условий работы. Каждый тип грузоподъёмного механизма за счёт своего функционала обеспечивает непрерывность технологических процессов.

Неисправность и ремонт

Грузоподъемное навесное оборудование и его основная деталь тельфер подвергаются текущим и плановым ремонтам. Все неисправности фиксируются в журнале учета, диагностируется состояние металлоконструкций. Ремонтированию и замене подлежат изношенные концевые выключатели, дистанционная система управления. Ремонт тельфера балки выполняют совместно с монтажными работами.

К обязательным ремонтным работам относятся:

  • устранение неисправностей подкрановой балки;
  • ремонт подъемного механизма;
  • устранение неисправностей в тормозной и смазочной системе.

Грузоподъемникам мостового типа требуется текущее ремонтирование и восстановление для поддержания его работоспособности. На предприятии составляется график текущих ремонтов сроком на 1 год. При выполнении мероприятий, зафиксированных в графике, оборудование подвергается:

  • частичной разборке;
  • замене изношенных деталей;
  • профилактике, для предупреждения возникновения в последующем неисправностей.

Текущие ремонтные работы проводят и в случае неожиданных поломок оборудования, для восстановления его работоспособности.

Капитальный ремонт выполняется при высокой степени износа механизмов и при измеении их характеристик. Решение о проведении работ по полному восстановлению оборудования принимается после тщательного обследования всех узлов и деталей. К капитальному ремонту относятся процессы:

  • по замене частей конструкций, ферм, подвесных механизмов (двутавра);
  • по наладке основных элементов и узлов;
  • по регулировке.

Оба вида ремонтов выполняются только квалифицированным персоналом.

Какие тали более предпочтительны

На рынке сегодня можно выбрать различные модификации тельферов отечественного производства, а также сделанные во Франции, Германии, Болгарии и Китае. Конечно, за европейское качество приходится платить намного больше. В этом случае наиболее оптимальным вариантом с учетом стоимости оборудования и качества являются балканские тали.

В них используются новые технологии, по техническим характеристикам механизмы соответствуют российским ГОСТам. Они производительны, перемещают значительные грузы, работают в температурном режиме от -40 до +40 градусов, в условиях повышенной влажности. К тому же, в России есть сервисные службы по ремонту болгарского оборудования, нет проблем с приобретением запасных деталей.

Основным преимуществом отечественных тельферов является их невысокая стоимость. По техническим характеристикам они практически ни в чем не уступают болгарским. Российские электрические тали также надежны в эксплуатации, пожароустойчивы. Но они могут работать только в условиях температурного режима от -20 до +40 градусов.

Чем следует руководствоваться при выборе электрической тали? Прежде всего, задачами, под которые приобретается грузоподъемное оборудование. Нужно учитывать максимальный вес перемещаемых грузов, высоту и скорость подъема, а также скорость горизонтального перемещения. Следует предусмотреть все условия работы электрической тали, чтобы обеспечить надежность ее эксплуатации и защиту от перегрузок и внешних факторов воздействия. И тогда оборудование не подведет, прослужит долго, значительно облегчая рабочие процессы, связанные с перемещением тяжелых грузов.

Требования к электротельферам

Электрические тали должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности и ограничителем нижнего положения крюковой подвески. Механизм подъема ручных талей должен быть снабжен автоматическим грузоупорным тормозом. Тормоз должен обеспечивать плавное опускание груза при вращении тягового колеса под действием силы тяги и автоматическую остановку груза при прекращении ее действия. 1.10. Крепить ручные тали к трубопроводам и их подвескам запрещается. Испытания ста ционарных талей проводится на месте их установки, переносные тали для испытаний подвешиваются к треноге или какой-либо другой конструкции. Тали, не реже 1 раза в 12 месяцев, должны подвергаться полному техническому освидетельствования. Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподьемных механизмов должно производиться после их реконструкции, ремонта металлических конструкций механизмов с заменой расчетных элементов или узлов, капитального ремонта или смены механизмов, замены крюка. Статическое испытание грузоподъемных механизмов производится грузом, на 25% превышающим их номинальную грузоподъемность в целях проверки прочности механизмов и отдельных их элементов. При статическом испытании испытательный груз поднимается на высоту 100 мм и удерживается в этом положении 10 мин. Грузоподъемный механизм, выдерживающий статическое испытание, подвергается динамическому испытанию. При динамическом испытании электроталей работа тормозов должна проверяться раздельно. Для проверки тормозов во время выполнения операций механизмы должны быть не менее 3 раз остановлены в каждом направлении. При динамическом испытании талей все операции должны проводиться по 2 раза, при этом должно быть проверено действие ограничителя нижнего положения крюковой подвески.  После окончания испытаний должны проводиться регулировка ограничителя грузоподъемности и проверки его действия. При испытаниях талей не должно наблюдаться самопроизвольного опускания груза. При обнаружении трещин, разрывов и деформаций тали бракуются. Допускается проведение динамического испытания электрических талей грузом, превышающим на 25% их номинальную грузоподъемность. В этом случае разрешается статическое испытание не проводить. Дату и результаты технического освидетельствования грузоподъемного механизма лицо, производившее освидетельствование записывает в паспорт механизма с указанием срока следующего освидетельствования, а также сведения о выполненных ремонтах. Перед пуском в работу, после капитального ремонта и периодически, но не реже 1 раза в год должно измеряться сопротивление изоляции электрооборудования тали мегомметром на напряжение 500 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. Электрооборудование талей, имеющее сопротивление изоляции менее 0,5 МОм должно подвергаться сушке

Отличия тельфера от других устройств

Такой механизм обладает рядом отличий от других подъёмных агрегатов. Эти отличия определяют его область применения. Для него существуют ограничения по перемещению определённых видов грузов.

Тельфер и таль

Одним из близких к такому агрегату по решаемым задачам можно считать подъёмную систему, называемую таль. Их изготавливают с тремя видами приводов: электрическим, механическим и ручным. Наиболее удобным для использования считается электрическая таль. Она представляет компактный механизм с электрическим двигателем, системой подвесов и крепления груза. Таль электрическая рассчитана на поднятие грузов, масса которых не превышает 12 т.

В устройство электрической тали входят следующие агрегаты:

  • электрический двигатель;
  • блок управления (может изготавливаться как переносной пульт или монтироваться в стационарном шкафу);
  • система подъёма, состоящая из барабана, зубчатой муфты с колесом;
  • грузоупорный тормоз.

Разница ручной тали и электрической состоит в отсутствии электрического привода. У ручных талей применяют рычажные или червячные системы подъёма.

Её применяют на складских помещениях, строительных площадках, автомастерских. Независимо от конструкции таль имеет ограниченную область действия. Этим отличается тельфер от тали. Кроме этого тельфер имеет более крупные размеры, а значит большую грузоподъёмность.

Кран-балка и тельфер

Часто при решении практических задач возникает необходимость сделать выбор кран-балка или тельфер. Каждый из этих подъёмных агрегатов обладает своими достоинствами, позволяющими решать конкретные задачи.

Этим она отличается от стандартного тельфера. Кран-балки выполняются двух видов: опорные или подвесные.

Модели первого типа имеют несущую балку, расположенные ниже плоскости несущих конструкций. Во втором типе эти элементы расположены наоборот. Основными элементы типичных кран-балок являются:

  • две балки (пролётная и концевая);
  • подъёмный механизм (обычно это электрический двигатель с редуктором, как у тельфера);
  • концевые опоры;
  • пульт управления;
  • система торможения;
  • устройства фиксации (например, крюк).

Главным отличием кран-балки является наличие четырёх степеней свободы, что значительно расширяет возможности по подъёму, транспортировке закреплённого груза.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteEmailWhatsApp
Напишите комментарий

Adblock
detector