Страховочный строп
Страховка при работе на крыше обычно используется со специальным стропом. При помощи него привязь или майка соединяется с блокирующим приспособлением на анкерной линии. Для изготовления стропа используется полиамид. По сути, это прочный тонкий канат или лента. Обычно они продаются со встроенным амортизатором, но могут быть и без него. Все стропы имеют тефлоновое водо- и грязеотталкивающее покрытие. Благодаря этому срок службы изделия значительно удлиняется.
Кровельщики используют стропы двух разновидностей:
- прикреплённые к блокирующему ползунку в заводских условиях (этот вариант не очень удобен по причине того, что человеку для пристёгивания нужно умудриться дотянуться до кольца на спине);
- короткий строп, крепящийся к ползуну на анкерной линии с 30-сантиметровым амортизатором, присоединённым к ремню безопасности в заводских условиях.
Требования
Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:
1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.
2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).
3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.
Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.
4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.
Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.
5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.
6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см, а вспомогательные — уже 2 см. Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.
7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.
Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.
Виды
Ниже в таблице приведены виды систем обеспечения безопасности работ на высоте согласно требованиям Минтруда России.
Виды систем безопасности работ на высоте
№ | Схема-рисунок | Название и пояснение |
1 | Удерживающая система:
1 – удерживающая привязь (пояс предохранительный без лямок), охватывающая туловище и состоящая из отдельных деталей, которые вместе со стропами фиксируют на определенной высоте во время работы; 2 – открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (соединительный элемент, карабин); 3 – анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено СИЗ после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию); 4 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника; 5 – перепад высот более 1,8 м. Требование: компоненты и элементы удерживающих систем должны выдерживать статическую нагрузку не менее 15 кН, а стропы из синтетических материалов – не менее 22 кН. |
|
2 | Позиционирование, позволяющее работать с поддержкой, при которой падение предотвращается:
1 – поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию; 2 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, охватывая ее, как средство опоры; 3 – строп с амортизатором; 4 – страховочная привязь. Требование: рабочий при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховке. Подсоединение должно быть без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. |
|
3 | Страховочная привязь и подсистема, присоединяемая для страховки:
1 – структурный анкер на каждом конце анкерной линии; 2 – анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить СИЗ; 3 – строп; 4 – амортизатор; 5 – страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) как компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела и удержания тела во время падения и после него. Требование: подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к рабочему производят за элемент привязи с маркировкой A. Рекомендация: подсоединение к точке на спине (на рисунке буква «A») желательнее, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ. |
|
4 | Система спасения и эвакуации – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой:
1 – анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы рабочего, проводящего спасательные работы; 2 – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой; 3 – спасательная привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело в удобном положении для его спасения; 4 – строп; 5 – амортизатор; 6 – страховочная привязь. |
|
5 | Система спасения и эвакуации – переносное временное анкерное устройство:
1 – трипод; 2 – лебедка; 3 – спасательная привязь; 4 – страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа; 5 – амортизатор во втягивающемся стропе (рассеивание энергии может выполнять само страховочное устройство 4); 6 – страховочная привязь. |
|
6 | Система спасения и эвакуации – индивидуальное спасательное устройство (ИСУ) для спасения самого себя.
1 – устройство, исключающее вращение и возможность свободного падения при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска до 2 м/с; 2 – спасательная петля класса B (допустимо класса A). |
Также см. «Выполнение работ на высоте: меры безопасности».
Страховочные привязи и обвязки
Обычный страховочный пояс не обеспечивает необходимой безопасности, поэтому лучше использовать страховочную привязь или майку. Это специальное снаряжение с наплечными и набедренными майками, которое одевается на человека через ноги и руки. Обычный страховочный пояс не защищает позвоночник от перелома в случае падения с крыши, а майка хорошо поддерживает спину человека и гарантирует полную защиту от повреждений позвоночника.
При падении с крыши в страховочной привязи человек просто зависает головой вверх и может легко сам выкарабкаться по верёвке вверх на крышу. По сути, привязь – это ремни из прочной синтетической ленты, которые регулируются по телу человека и имеют несколько металлических колец для присоединения строп. В продаже есть модели разных размеров, регулируемые под каждого человека при помощи специальных пряжек, наподобие парашютных.
Вес страховочной майки составляет всего 1 кг, а нагрузка, на которую рассчитаны кольца в комплекте майки, составляет до 2000 кг. Обычно это кольцо располагается на лямках около лопаток кровельщика. Бедерные лямки необходимо регулировать так, чтобы они были расположены ниже ягодиц. В этом случае ударная нагрузка из-за падения будет распределяться равномерно.
Иногда для страховки используется обвязка. Второе её название – страховочные трусы. Она надевается через ноги и фиксируется на поясе работника. Главное преимущество этого снаряжения – лёгкость. Однако такой высокой степени защиты, как майка, оно не даёт.
Как перемещаться по конструкциям и высотным объектам
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны быть выполнены в соответствии с документацией производителя или индивидуальным дизайном.
Леса должны быть установлены на устойчивой и очерченной земле с уклоном, который позволяет отвод дождевой воды. Количество и размещение анкерных креплений лесов и размер силы крепления должны быть указаны в конструкции лесов или в документации производителя.
Строительные леса и мобильные рабочие платформы должны:
- иметь мост с достаточной рабочей поверхностью для людей, выполняющих роботы, а также для хранения инструментов и необходимого количества материалов;
- иметь устойчивую конструкцию, приспособленную для передачи нагрузок;
- иметь защитные перила и рельсы связи.
Лица, занятые сборкой и разборкой строительных лесов и мобильных рабочих платформ, должны обладать необходимой квалификацией. Запрещается сборка, эксплуатация и демонтаж строительных лесов и мобильных рабочих платформ по перечисленным ниже критериям:
- если ночью не предусмотрено освещение, обеспечивающее хорошую видимость;
- во время густого тумана, осадков, снега и заморозков;
- во время шторма или ветра со скоростью, превышающей 10 м/с.
Важно! Использование строительных лесов допустимо после их принятия руководителем строительства или уполномоченным лицом. Приемка лесов подтверждается записью в строительном журнале или в техническом акте приемки
Для перемещения по прочим строительным конструкциям на высоте необходимо применять:
- самостраховку;
- страховку снизу работником;
- организацию страховочной системы.
Страхующий должен создать независимое анкерное устройство с креплением тормозной системы с динамическим канатом.
Самостраховка
Блокирующее приспособление с вытяжным тросом
Это удобное, но дорогое изделие, которое выполнено в виде корпуса из стали и особо прочного пластика, с намотанным внутри тонким тросом длиной 30 м. Если работник будет отдаляться от анкерного крепления или приближаться к нему, трос будет сам наматываться или разматываться из корпуса.
В корпусе устройства есть не только пружина, но и специальный механизм для слежения за скоростью продвижения троса. Если скорость резко возрастает, срабатывает блокирующее устройство, тем самым предотвращая падение и травмирование работника.
Некоторые такие приспособления рассчитаны только на работу в условиях перемещения по вертикали, поэтому для работы на крыше очень важно подобрать блокирующее устройство, которое будет рассчитано на работу на наклонной плоскости
Как правильно выбрать
Для того чтобы система безопасности выполняла свое назначение в качестве страхующего и удерживающего устройства и обеспечивала правильное позиционирование в рабочем положении, необходимо обратить внимание на ряд критериев. Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу
Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования
Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования.
Модель соответствует требованиям, если:
- Материал, из которого изготовлена страховочная привязь, может выдерживать вес, значительно превышающий вес человека (хорошо зарекомендовали себя системы из полиамида);
- Привязь имеет небольшой вес;
- Система является простой и удобной в процессе эксплуатации;
- Размер соответствует индивидуальным особенностям работника;
- Пояс-кушак поддерживает спину, уменьшая при этом степень утомляемости;
- Плечевые лямки располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, что позволит предотвратить любые травмы шеи;
- Пряжки самоблокирующиеся, не допускающие произвольного расстегивания ремней или лямок в процессе работы;
- Все характеристики страховочной привязи находятся в полном соответствии с требованиями ГОСТа.
Периодичность осмотра страховочных привязей должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Правильно подобранная, изготовленная из высококачественных материалов страховочная привязь, должна проходить постоянную проверку перед каждым применением.
Прежде всего, снаряжение осматривают на предмет наличия поврежденных участков, правильной совместимости компонентов, отсутствия механических или химических повреждений, а также возможной вероятности самопроизвольного раскрытия пряжек.
Если присутствует хотя бы одна из указанных неполадок, страховочную привязь применять категорически запрещается.