Упругая муфта rotex
Упругая муфта rotex, всемирно известный продукт на рынке муфт, выпускаемая мировым лидером в этой сфере немецкой кампанией KTR Kupplungstechnik GmbH.
Эта муфта выпускается в различных вариантах (более 16-ти), — начиная с самой простой, состоящей из двух ступиц и зубчатого венца, до довольно сложных, — как муфта с вентилятором – FNN.
Такие упруго-компенсирующие муфты со звездочкой KTR ROTEX, могут применяться в компрессорах, насосах, приводах подъемно-транспортных механизмов. Они хорошо компенсируют осевые, радиальные и угловые смещения соединяемых валов, а также практически идеально гасят крутильные колебания и поглощают ударные нагрузки.
Еще один вид — муфта упругая с торообразной оболочкой состоит из двух полумуфт и упругой оболочки, которая зажимается двумя кольцами, с помощью винтов.
Муфта упругая с торообразной оболочкой предназначена для передачи вращения между механизмами, которые подвергаются действию довольно значительных вибрационных, ударных и динамических нагрузок. Этот вид муфты прекрасно компенсирует радиальное смещение валов до 4,5 мм, они имеют высокие демпфирующие свойства, и характеризуются простотой конструкции и большим сроком эксплуатации — 10 лет. Муфта обеспечивает электро и шумоизоляцию узлов привода, и применяется в механизмах, в которых трудно обеспечить соосность валов, при ударных и переменных нагрузках.
Такие высокоэластичные муфты широко применяются в насосных установках, в приводах рольгангов прокатных станов, строительно-дорожных машин, бурильных станках, а также в силовых приводах судов речного и морского флота, вспомогательных приводах тепловозов и электровозов.
Преимущества МУВП
У упругой втулочно-пальцевой муфты есть довольно большое количества преимуществ, которые должны учитываться. Примером можно назвать нижеприведенные моменты:
- На момент ее эксплуатации не требуется проводить обслуживание и смазку. Именно поэтому проблем практически не возникает.
- Конструктивный элемент, представленный резиновым пальцем, может прослужить в течение года без сильного износа. При этом замена подобного элемента проводится без разбора конструкции, что делает обслуживание простым.
- Резиновые пальцы применяются без металлического сердечника. Этот момент определяет высокую надежность изделия.
- Упругая втулочно-пальцевая муфта оказывает минимальную нагрузку на устанавливаемые валы и подшипники. При этом сильный износ не становится причиной сильного дисбаланса.
- Характеризуется достаточно высоким параметром энергоемкости. Это связано с возможностью накапливания и распространения энергии.
- Высокая степень защиты от высокочастотных резонирующих колебаний кручения, которые возникают в оборудовании при вращении валов.
- Удары и демпфирующие толчки могут гасится за счет накопления потенциальной энергии. При кинетическая часто расходуется на тепло.
Именно эти моменты определили широкое распространение упругой втулочно-пальцевой муфты. Сегодня она устанавливается на многих ответственных механизмах, которые могут работать под большой нагрузкой.
В заключение отметим, что выбор должен проводится исключительно с учетом условий эксплуатации основного механизма. Неправильная упругая втулочно-пальцевая муфта может стать причиной серьезного повреждения конструкции, так как она перегревается и быстро изнашивается.
Расчёт муфт
Работоспособность МУВП определяется прочностью пальцев и резиновых втулок. Проверочный расчёт резиновых втулок выполняют по условиям ограничения давления на поверхности их контакта с пальцами, а самих пальцев — по условиям прочности на изгиб.
Нагрузку, приходящуюся на один палец, определяют по формуле
- Fп = 2Mр/(D•z),
где D — диаметр окружности, по которой расположены пальцы;
- z — количество пальцев в муфте (обычно принимают z = 4…8).
Условие прочности втулок муфты:
- p = Fп /(dп•lв) ≤ .
Условие прочности пальцев на изгиб:
- σ = M/W = 32Fп(0,5 lв + с)/(πdп3) ≤ .
В этих уравнениях:
- dп — диаметр пальца;
- lв — длина втулки;
- с — осевой зазор между полумуфтами.
Допустимое давление для резины принимают = (2,0…2,5) МПа, а допустимое напряжение изгиба для пальцев = (60…70) МПа.
Если МУВП работает в условиях радиального смещения валов, то возникает добавочная радиальная нагрузка на валы. Усреднённое значение этой нагрузки можно определить по соотношению
Fm = (0,5…0,6)Mр/D.
Работа МУВП сопровождается потерями энергии, которые можно оценить КПД =0,96-0,98.