Интенсивные темпы строительства невозможны без использования различной техники. На строительной площадке без крана не обходится ни одна работа. При помощи грузоподъемного механизма производится сборка железобетонных элементов и доставка объемных грузов. Промышленное оборудование в виде подъемной техники применяется для перемещения груза в пространстве. Грузоподъемные краны используют на строительных площадках и промышленных предприятиях, их изготавливает крановый завод «Атлант Кран».
Технологическая система содержит следующие основные механизмы:
- несущая конструкция из металлических деталей и стальных канатов;
- инструмент для подъема груза (лебедка или таль);
- грузозахватное устройство (ковш, крюк, стропы);
- рычаги управления.
Работа строительной техники состоит из ряда операций: захват, подъем, рабочий ход для перемещения материалов к месту складирования или монтажным работам, холостой ход для возврата техники к месту приема груза. Движения подъемных кранов могут быть рабочими (ход) и установочными (для изменения положения стрелы, крана).
Классификация и виды
По виду конструкции техника бывает:
- С поворотной платформой. Конструкция состоит из цельносварной рамы и 3 балок и способна разворачиваться на 180–360°. Механизм позволяет грамотно распорядиться рабочим местом в условиях дефицита свободного пространства.
- С неповоротной платформой. Кран не имеет возможности вращать груз относительно своей основы. Вид включает настенно-консольную и мостовую технику.
Краны классифицируют по грузоподъемности. Использование оборудования зависит от производства. Техника способна поднимать от 1 до 3 тонн материалов. Захватный механизм имеет подъем до 5 м. Машины со средней грузоподъемностью способны перемещать до 50 тонн. Выдвижная стрела поднимает груз до 25 метров. Стационарное оборудование поднимает 250 тонн.
По типу привода разделяют:
- ручные;
- электрические;
- гидравлические;
- пневматические.
Краны с ручным приводом используют при низких темпах работы на небольших расстояниях. Все приводы, кроме ручных, получают энергию от стационарной сети или ДВС.
Мостовые краны
Мостовые краны широко используются в строительстве и промышленности. Грузозахватный механизм подвешен к тележке, стреле или тали.
Магнитный подъемный инструмент применяют при работе с таким металлом, как листы, стружка. Грузоподъемность составляет от 5 до 40 тонн.
Промышленные модели оборудованы крюком, что позволяет перемещать грузы на стропилах. Другие виды техники используют в зависимости от предполагаемых задач. Оборудование имеет ковочные и литейные захваты, применяется на металлургических предприятиях. Отлично выдерживает воздействие негативной среды и перепады температуры.
Краны бывают:
- однобалочные;
- двухбалочные.
Мостовой кран с одной балкой имеет небольшой вес и грузоподъемность до 10 тонн. Комплектация содержит дополнительную консольную тележку.
Модель с двумя балками позволяет использовать тележку и навесные механизмы. Благодаря этому увеличиваются возможности управления и использования. Высокая мощность крана обеспечивает надежную работу на производстве в различных отраслях промышленности.
Техника перемещается по следующим принципам:
- Радиальный — вращается по рельсу вокруг площадки.
- Поворотный — перемещается везде, где есть проложенные пути.
- Хордовый — передвигается по радиусу меньшей площади.
- Кольцевой — перемещается по рельсам разного диаметра.
Мостовые модели имеют ручной и электрический привод. Техника имеет комплектацию в соответствии с техническими условиями эксплуатации.
Кран-балка
Конструкция состоит из подъемного механизма, пролетной и концевых балок. Кран-балка является разновидностью мостового крана. Подъемный механизм способен перемещать груз в горизонтальном и вертикальном направлении. Применяют для погрузо-разгрузочных работ на производстве и складах. Используют в закрытых помещениях или под навесами. Механизм компактен, прост в обслуживании и установке. Обладает достаточной грузоподъемностью.
Существуют две разновидности техники:
- Опорная кран-балка. Управляется ручным и электрическим приводом. Для передвижения балок используют рельсы. Применяется на промышленных и складских предприятиях. Грузоподъемность составляет до 10 тонн.
- Подвесная кран-балка. Подкрановые пути установлены в потолочных перекрытиях. Управление осуществляется при помощи пульта. Используют для перемещения крупногабаритных грузов, оборудования. Имеют широкое рабочее пространство. Грузоподъемность подвесных устройств – до 5 тонн.
Важными характеристиками кран-балки являются размер пролета, подъемная высота, напряжение, температурные условия и скорость. Эксплуатационные показатели, доступная стоимость и простота сборки обеспечивают широкую популярность технике.
Козловой кран
Механизм имеет высокую востребованность в условиях крупных промышленных производств. Обладает грузоподъемностью до 50 тонн, пролетом от 10 до 40 метров.
Козловой кран обеспечивает обслуживание открытых строительных площадок и монтаж железобетонных конструкций. Используется в судостроении, на железнодорожных станциях, для перемещения тяжелого сырья в металлургической индустрии.
Транспортировка производится за счет грузовой тележки, которая обеспечивает движение техники по мостовому пролету. Тележки бывают монорельсовые, двухрельсовые, самоходные, канатные.
Краны классифицируют по видам:
- Перегрузочная техника. Машины способны поднять до 50 тонн.
- Машины для строительных работ. Грузоподъемность составляет до 400 тонн.
- Техника для обслуживания специальных предприятий. Подъем до 500 тонн.
Эффективность оборудования обусловлена высокой производительностью и скоростью. Многочисленные модификации позволяют применять кран в зависимости от сложности рабочего процесса.
Кран стрелового типа
Стреловой кран используют при строительстве сооружений, домов и промышленных зданий. Благодаря мобильности и хорошей грузоподъемности техника решает многочисленные задачи.
К функциональным особенностям относятся:
- перемещение грузов различных габаритов;
- установка крана в условиях пересеченной местности;
- работа в неблагоприятных климатических условиях;
- установка на ограниченном пространстве.
Стреловые механизмы классифицируют по типу хода, стрелы и привода. Существует передвижной и стационарный тип. В портах и прибрежных зонах рельсы устанавливают на судно. На стройплощадках перемещение происходит по проложенным рельсам.
Краны имеют электрический, механический, гидравлический привод. Стрелы делят на телескопические и решетчатые.
Портальные краны
Устройства используют при строительстве причалов и плотин. Транспортировка производится по рельсам или на пневмоколесах. Различные модели портальных кранов способны поднимать до 400 тонн, при стреле — до 50 м.
Подъемники классифицируют на:
- Погрузочные. Краны обеспечивают подъем до 30 т. Оборудованы грейферами или крюками.
- Монтажные. Грузоподъемность достигает 160 т. Используют в судоверфях для транспортировки сложных грузов.
- Строительные. Предназначены для строительных работ. Скорость транспортировки достигает до 20 т на расстояние до 65 м.