Медная чеканка

Особенности медной чеканки

Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности.

Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента. Для операции понадобится пластилин.

Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана.

Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование. Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.

Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается.

В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.

Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.

Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:

Основные виды чеканки

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

Золото

Появление первых золотых монет на Руси произошло примерно в то же время, что и из серебра, но объемы их были несравнимы, а властители, пришедшие к власти после X века, и вовсе прекратили «золотое» монетное производство. При Петре I монеты из золота, наконец, заняли прочное место в обращении, это были 2 рубля и так называемые червонцы, на которых не был указан их номинал. При правлении Елизаветы Петровны появились новые номиналы 5 и 10 рублей. В период, когда бумажные банкноты катастрофически обесценивались, золотые деньги, остававшиеся твердым и надежным денежным средством, были крайне востребованы и имели высокий курс.

Последний оборотный тираж имел место в 1923 г., это были червонцы, идентичные царским 10 рублям. Но, выполненные из драгоценного металла 10-рублевые монеты, отчеканенные с целью обеспечить бумажные червонцы, до населения не дошли. А за рубежом их принимать отказывались из-за изображенной на них советской символики. По этой причине выпуск был остановлен, а отчеканенный тираж ушел на переплавку. Впоследствии монеты из этого драгметалла выпускались лишь с инвестиционной целью и не предназначались для регулярного хождения.

Первые чеканные монеты

Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.

Чеканка XV века

В этот период появляются крупногабаритные монеты талеры, которые было уже затруднительно, да и попросту невозможно чеканить с помощью штемпельной пары и молотка. Техника чеканки требовала срочного усовершенствования, в частности, в плане увеличения силы удара, способного оставить четкий отпечаток на заготовке большой площади. Увеличить пробивную силу удается с помощью фальверка. Принцип увеличения мощности устройства основывался на большой высоте, с которой падал пробивной снаряд. Чем выше его поднимали, тем более мощным был прочекан. Технологию схематично можно описать следующим образом:

  • Нижний штемпель неподвижно закреплялся на лафете машины.
  • Верхняя половина штемпельной пары устанавливалась на торец бревна.
  • Бревно поднималось на необходимую высоту с помощью нескольких человек или с применением лошадиной силы.
  • После того как его отпускали, оно отвесно падало и прочеканивало монетный диск.

Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.

Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.

Чем чистить монеты из медно-никелевого сплава?

Рассмотрим основные доступные способы чистки медно-никелевых монет СССР и их особенности. Очень рекомендуется начинать их опробовать на самых малоценных экземплярах, которые в случае неудачи будет не очень жалко.

Электролиз

Суть методики заключена в помещении металла в слабый (изотонический) раствор соли, в который подается электрический ток небольших величин. Однако это все равно далеко не безобидный и небезопасный для человека способ, поскольку приходится иметь дело с жидкостью и электричеством одновременно. Обязательно необходимо предусмотреть защиту рук и глаз. Для очистки берется блок питания 12 вольт, который требует предварительной подготовки. Нужно отрезать штекеры и поделить провода на 2 части, зачистив их концы от изоляционного материала. После этого нужно скрутить медные проволочки и припаять их к металлическим зажимам, которые не должны соприкасаться!

Теперь нужно изготовить электролит. Раствор делается из расчета 1 ст. л. поваренной соли на 0,5 л воды. Его нужно перелить в пластиковую посуду

Включив блок питания, оба зажима со всеми необходимыми мерами предосторожности погружают в воду. Тот из них, который начнет издавать в электролите шипение, является положительным (знак «+»), к нему нужно присоединить монету

Минусовой конец блока питания должен быть присоединен к другому металлическому предмету, например, обычной ложке. В таком положении всю включенную конструкцию можно оставить на длительное время, до 4 часов. Приблизительное время рассчитывается в зависимости от состояния монеты, насколько она загрязнена. После этого ток выключают, монетный диск достают из жидкости и промывают в теплом мыльном растворе, а потом насухо вытирают мягкой чистой тряпочкой.

«Тилон-Б»

Это эффективное средство, способное растворить патину, но очень важно все сделать правильно. На 1 часть «Трилона-Б» нужно взять 10 частей воды

Много раствора делать не нужно, достаточно объема, чтобы погрузить туда монету. После погружения нужно стоять рядом и следить за процессом очищения. Длительность процедуры зависит от ее состояния. После этого монету нужно промыть мыльным раствором, легко и без нажима отчищая ее мягкой щеточкой. Ополоснуть и насухо вытереть.

Сигаретный пепел

Способ скорее относится к народным, нестандартным, но иногда он оказывается весьма эффективным. Понадобится пепел от выкуренных сигарет и обычная вода. Загрязненную монету сначала смачивают водой, после чего на нее наносится пепел. Так она остается лежать около 20 минут. После этого нужно мягко и аккуратно втереть пепел в металл, а затем смыть теплой водой и насухо протереть.

Айран

Всем известный кисломолочный напиток тоже может оказать помощь в чистке монет из медно-никелевого сплава. Но процесс этот будет не быстрым и поэтапным. В айран монета кладется на 3-5 суток, после чего извлекается, протирается пальцами и помещается в новый состав. Каждый раз оценивается полученный результат для понимания того, сколько циклов нужно применить до желаемого эффекта. Это один из методов, преимуществом которого является отсутствие покраснения медной поверхности.

Чистка содой

Сразу оговоримся, что для монет, которые в силу условий хранения (например, зарытыми в земле) имеют откровенно плохой вид, этот способ вряд ли будет эффективным. Потребуется: питьевая сода (карбонад), фольга, эмалированная чаша и кипящая вода.

На фольгу ровным слоем примерно 2-3 мм насыпается сода, а на нее кладется монета (или несколько). Сверху насыпается такой же слой соды. Теперь нужно все залить небольшим количеством кипящей (не вскипевшей минуту назад, а именно кипящей) воды. Емкость закрывается крышкой и оставляется на 0,5 суток. В зависимости от запущенности монеты и получаемого результата можно повторить чистку несколько раз. После этого все обычно — достаем, моем с мылом (неплохо использовать вместо мыла зубную пасту), сушим или насухо вытираем.

Следует быть готовыми к тому, что в местах повреждений поверхности она будет не блестяще-серебристой, а более темной и матовой.

Как хранить монеты после чистки?

Чтобы монеты оставались не окисленными и не нуждались в частой очистке, необходимо правильно их хранить. Они должны находиться в сухом месте, закрытом от попадания лучей солнца. Существует несколько способов хранения, которыми обычно пользуются коллекционеры:

  • Специальные альбомы с пластмассовыми кармашками, где находятся монеты.
  • Картонные планшеты, где имеются круглые прорези для монет.
  • Пеналы из стекла. В таком пенале можно не только хранить, но и просматривать ценные монеты, не доставая их оттуда.

Частое прикосновение к монетам подвергает их нехорошему воздействию, поэтому необходимо их брать за ребро. Если все-таки пришлось их взять за поле, то сразу же необходимо промыть теплой водой и просушить.

Соблюдая все правила очистки и хранения медных монет, вы можете быть уверены: самые ценные экземпляры вашей коллекции будут долго радовать своим внешним видом. Не забывайте о том, что медь не слишком твердый металл, и обращаться с ней необходимо аккуратно.

https://youtube.com/watch?v=sjRRzRWatT8

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
Алюминием и его сплавами

Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки

Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

  • соляной, серной, азотной кислотами;
  • поташом;
  • сернокислой медью.

Историческая справка

С появления первых русских металлических монет прошло более тысячелетия, и на протяжении всего этого времени металлом основной денежной массы было серебро. Немалое место и значение в ней занимали золото и медь, и все же серебро во все века было вне конкуренции вплоть до прихода советской власти

Само слово «деньги» имеет тюркские корни, а в домонгольский период на Руси имело хождение слово-эквивалент «сребро», который наглядно показывает важность этого металла в ходовом денежном обращении

Первая медь в данном качестве появилась в смутные времена феодальной раздробленности на фоне скудости казны отдельных субъектов. А уже при Иване Грозном свет увидели и золотые денежные диски. Однако и те, и другие имели очень ограниченное хождение. И лишь при Петре Великом и медь, и золото обрели свое прочное место в денежном хождении на Руси и в международных расчетах. Но каждый металл стоит отдельного внимания.

Соляная кислота

Из курса химии известно, что соляная кислота является действенным средством для растворения окислов. Пугаться этого названия не стоит, аналоги соляной кислоты используются в домашнем хозяйстве, в частности, для чистки унитазов («Туалетный утенок»)

Можно использовать это средство, опустив в него монету, но важно выдержать правильное время

Если она полежит в «утенке» несколько часов, на металле может проступить тот самый неприятный и нехарактерный розовый оттенок, за который несет ответственность медь

Важно правильно оценить начальный вид монеты. Если она не сильно испорчена и имеет тот самый серебристо-белый цвет, такой чисткой можно все только испортить

И, как и в случае со столовым уксусом, кислота может «съесть» рельефы, что уж совсем нежелательно.

Паста ГОИ — еще одно средство, которое годится лишь для недорогих и не очень ценных в плане редкости монет. Если в руках находится настоящий раритет, этот способ применять нельзя. Абразивные частицы состава сотрут не только патину, но и испортят рельеф, его четкость и даже мелкие детали. Кроме того, паста ГОИ имеет свойство придавать металлам неестественный блеск, который совсем не характерен для металлических денег, которые были отштампованы почти столетие тому назад.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteEmailWhatsApp
Напишите комментарий

Adblock
detector