CAD, CAM, CAE-системы

Структура

Как и любые другие сложные системы, CAD включают в себя несколько подсистем, которые могут быть проектирующими или обслуживающими.

Первые занимаются непосредственным выполнением разнообразных проектных работ. В качестве примера таковых можно привести подсистемы трехмерного геометрического моделирования всевозможных механических объектов, схемотехнического анализа, создания конструкторской документации или же трассировки соединений печатных плат.

Обслуживающие подсистемы предназначаются для того, чтобы обеспечить нормальную работоспособность проектирующих, а их комбинацию довольно часто среди специалистов принято называть системной средой САПР. В качестве типичных обслуживающих подсистем часто используются базы управления проектными данными, всевозможные подсистемы разработки и последующего сопровождения программного обеспечения CASE, а также обучающие, предназначенные для облегчения освоения пользователями технологий, реализованных в CAD.

Структурирование по различным аспектам позволило появиться видам обеспечения САПР, которых сегодня выделяют всего семь:

  • техническое, которое включает в себя различные аппаратные средства;
  • математическое, объединяющее всевозможные математические методы, алгоритмы и модели;
  • программное, представляющее собой компьютерные программы САПР;
  • информационное, в состав которого включены базы данных, системы управления этими базами, а также множество другой информации, использующейся в процессе проектирования;
  • лингвистическое, выражающееся в виде языков общения между ЭВМ и проектировщиками, языками обмена данными между техническими средствами CAD и языками программирования;
  • методическое, в которое входят всевозможные технологии проектирования;
  • организационное, выполненное в виде должностных инструкций, штатных расписаний и прочей документации, при помощи которой осуществляется регламентирование работы проектных предприятий.

Стоит отметить, что вся совокупность информации, которая применяется в процессе проектирования, специалистами называется информационным фондом CAD. База данных представляет собой упорядоченную совокупность информации, в которой отражаются различные характеристики объектов и их взаимосвязь в определенной предметной области. Доступ к базе данных для изучения, записи и последующей корректировки данных проводится через СУБД, а совокупность СУБД и БД принято называть БнД, то есть банк данных.

Особенности систем

Стоит несколько слов сказать об особенностях сканирования имплантатов среди разных систем.

  1. CEREC IN LAB фирма (SIRONA): использование трех распознанных насечек с порогом распознавания 100 мкм
  2. PRECIDENT фирма (DCS): три насечки, порог распознавания аналогично предыдущему 100 мкм.
  3. Система HINT ELS фирма (HINT ELS GmbH): одна распознаваемая насечка, порог распознавания 150 мкм.
  4. Система EVEREST фирма (KAVO): ряд насечек не распознан, порог распознавания более 150 мкм.

Соответственно, наиболее хороший порог распознавания у систем PRECIDENT и CEREC IN LAB, значит, они могут качественно отобразить микротрещины и грани, которые могут быть незаметны для других сканеров. В таком случае виртуальная модель будет идентична реальной.


У каждой системы есть свои особенности

Каким образом данные системы могут быть использованы в стоматологии?

Самый популярный процесс, где они используются, – это изготовление заготовок зубных пломб и получение конечного продукта в виде самой пломбы. Из-за использования в стоматологии определенного количества материалов для выполнения имплантатов, не каждый раз есть возможность добиться желаемого результата, отличающегося высокой надежностью.

Однако благодаря CAD/CAM системам есть возможность расширить выбор используемых для изготовления пломбы материалов. Например, так можно создавать долговечные керамические пломбы высокого качества.


С помощью таких технологий можно изготавливать пломбы, коронки и протезы из различных материалов

Вот какими плюсами обладает использование автоматизированных систем в протезировании по сравнению с привычными методами.

  1. Есть возможность изготовления основы для пломбы естественного цвета, не отличающегося от натурального цвета эмали.
  2. Пломбы, изготовленные из керамики, отличаются повышенной стойкостью.
  3. Такой материал, как керамика, отлично воспринимается организмом.
  4. Есть возможность укрепления разрушенных зубов.

Классификация САПР

Для более укрупненного описания систем автоматизированного проектирования принята классификация САПР по набору определенных отличительных особенностей. В отечественной практике применяется ГОСТ 23501.108-85, выделяющий среди таких особенностей тип, разновидность и сложность разрабатываемого объекта, уровень автоматизации и ее комплексность, номенклатура подготавливаемой документации, а также сложность структуры технического обеспечения.

Международные стандарты рассматривают такие комплексы в аспекте отраслевого и целевого назначения.

По отраслевому назначению

Признак классификации по отраслевому назначению отчасти перекликается с отечественным типом объекта проектирования и подразделяет все САПР на:

  • Машиностроительные — позволяют выполнять разработку элементов механических систем, а также создавать из них сборки, получая сложные механизмы.
  • Приборостроительные — используются для создания радиоэлектронного оборудования, интегральных микросхем и трассировки печатных плат.
  • Архитектурные — применяются в промышленном и гражданском строительстве, позволяют моделировать конструкции зданий и сооружений.

Следует отметить, что приведенная классификация несколько условна и не охватывает весь перечень отраслей, в которых применяются САПР. Комплексы не попавшие в общепринятую классификацию, трактуются стандартом как «Прочие».

По целевому назначению

Согласно данному классификационному признаку различают CAD-, CAE- и CAM-системы.

  • CAD-системы объединяют в себе инструментарий конструирования различных деталей, подготовки чертежей, спецификаций и сопутствующей документации. Большинство современных программ обладают функциями создания 3D-моделей, используемых в CAM и CAE-системах.
  • CAM-системы позволяют выполнять технологическую поддержку производства изделия. Примером может служить генерация управляющей программы для станков и обрабатывающих центров с ЧПУ.
  • CAE-системы обладают обширными средствами поддержки математического анализа. С помощью них моделируют и прогнозируют процессы в области теплотехники, гидравлики, механики; выполняют сложные расчеты с использованием расширенного математического аппарата. CAE системы позволяют оценить работоспособность проектируемого изделия до его производства.

Классификация CAD/CAM-технологий.

Все CAD/CAM-системы делятся на два типа:

  • «Закрытые системы»;
  • «Отрытые системы»

К «закрытым» системам относятся такое оборудование, которое может работать только с определенными расходными материалами, производимыми как правило одной компанией.

Открытые CAD/CAM-системы имеют ряд преимуществ для пользователей:

  • Выбор любых CAD/CAM материалов из спектра имеющихся на рынке для фрезерования готовой реставрации;
  • Сканер для оцифровки оттиска или оставшейся субстанции зуба, так и фрезеровальный аппарат, выбираются оператором. То есть полученные клиницистом снимки с помощью интраоральной сканирующей камеры одной открытой CAD/CAM-системы могут беспрепятственно использоваться для моделирования в программном обеспечении другой открытой системы и фрезероваться на станке третьей открытой системы другого производителя.

По второй основной классификации все CAD/CAM-технологии разделяют на:

  • врачебные;
  • лабораторные.

Лучшие компании производители CAD/CAM систем.

Dyamach — Современная конструкция от итальянского изготовителя. Ее отличает повышенная точность и возможность работать и комбинировать различные материалы. Фрезерный станок, обтачивающий изделия в непрерывном режиме, сокращает время выполнения операции. Минусом системы можно считать ее высокую цену в сравнении с аналоговыми версиями других производителей конкурирующих брендов.

Roland — Продукт японских разработчиков, основное преимущество которого – абсолютная бесшумность фрезерного аппарата в процессе обтачивания изделия. Также отмечается повышенная точность в обработке и придании необходимой формы протезам, сделанным из материалов повышенной твердости, например, коронки из циркония. Недостаток – высокая цена оборудования, что ограничивает его применение в отечественных стоматологических клиниках.

Sirona Dental Systems — Является представителем немецких производителей. Как и все, выполненное в Германии, отличается высоким качеством и соблюдением всех требований стандартов. Относится к оборудованию средней ценовой группы. Аппараты получили широкое распространение в российских стоматологических центрах. Идеальное решение для клиник с небольшой проходимостью и наличием современных лабораторий.

Zirkonzahn — Имеет самую высокую производительность – порядка 1000 единиц моделей ежемесячно. Совместим с внутриоральными сканирующими устройствами. Обрабатывает любые материалы. Относится к продукту среднего ценового сегмента. На европейском рынке с 2009 года. Продукт швейцарских производителей.

WIELAND — Фрезерная машина Wieland имеет массивное шасси и прочную гранитную рабочую поверхность. Предназначена для работы в больших лабораториях и фрезерных центрах. Основное преимущество — встроенный высококачественный жидкокристаллический экран, позволяющий моментальный вывод изображения в процессе обтачивания материала. Комплектуется автономным вытяжным механизмом.

WIELAND — Фрезерная машина Wieland имеет массивное шасси и прочную гранитную рабочую поверхность. Предназначена для работы в больших лабораториях и фрезерных центрах. Основное преимущество — встроенный высококачественный жидкокристаллический экран, позволяющий моментальный вывод изображения в процессе обтачивания материала. Комплектуется автономным вытяжным механизмом.

Общее представление

CAD CAM – это уникальная современная технология производства зубных протезных изделий с использованием панорамного компьютерного 3D-моделирования и дальнейшего изготовления протеза на фрезерном электронном оборудовании.

Методика коренным образом отличается от стандартных технологий производства с ручным способом более высокой точностью готовых изделий, скоростью изготовления и удобством эксплуатации.

Процедура включает следующие этапы:

  • диагностика с помощью компьютера;
  • панорамное моделирование системы;
  • производство протеза;
  • установка конструкции.

Основная цель CAD CAM ― обработка высокопрочных материалов и изготовление их них качественных протезных конструкций, не вызывающих дискомфорт и имеющих высокие эстетические характеристики.

Общепринятая международная классификация

Современная классификация распределяет их на несколько категорий:

  • чертежно-ориентированные системы, которые впервые появились в семидесятые года прошлого века, но до сих пор могут использоваться в некоторых ситуациях;
  • системы, создающие трехмерные электронные модели объектов, за счет чего появляется возможность решения различных задач, связанных с моделированием вплоть до процедуры производства;
  • системы, с помощью которых поддерживается концепция полного электронного описания объекта.

Последний тип представляет собой технологию, обеспечивающую разработку и последующую поддержку информационной электронной модели на протяжении всего ее жизненного цикла, включая концептуальное и рабочее проектирование, полноценный маркетинг, производство, технологическую подготовку, эксплуатацию, а также утилизацию и ремонт.

В современной технической и учебной литературе, а также различных государственных стандартах аббревиатура САПР трактуется как «Система автоматизированного проектирования», но при этом наиболее точно здесь соответствует понятие «Система автоматизации проектных работ», но оно является более тяжелым для восприятия, поэтому встречается на порядок реже. Нередко случается так, что, проводя проектирование в системах CAD, можно заметить некорректное толкование «Система автоматического проектирования», хотя на самом деле это по своей сути ошибочно. Не стоит забывать о том, что понятие «автоматический» предусматривает полностью самостоятельную работу системы без необходимости в каком-либо участии человека, в то время как САПР все-таки требует исполнения некоторых задач самим человеком, а полная автоматика относится только к отдельным процедурам и операциям.

Не совсем верным является также такое понятие, как «Программное средство автоматизированного проектирования», так как его можно назвать слишком узконаправленным. Конечно, на данный момент САПР рассматривается исключительно в качестве прикладного программного обеспечения, необходимого для проведения проектной деятельности, однако на самом деле в отечественной литературе и различных государственных стандартах САПР рассматривается как более объемное понятие, в которое входят не только программные инструменты.

Прочностной анализ изделия в DesignSpace

Программа DesignSpace относится к классу систем среднего уровня. Кроме прочностных расчетов в DesignSpace могут решаться тепловые задачи, выполняться топологическая
оптимизация формы изделия (предсказание оптимальной формы изделия под конкретные эксплуатационные условия) и анализироваться собственные частоты. В рамках DesignSpace полностью автоматизированы операции, выполняемые расчетчиками на профессиональных конечно-элементных пакетах, в том числе и построение конечно-элементной сетки. Сетки строятся из квадратичных параметрических тетраэдров с узлами при вершине и на серединах ребер, что позволяет достигать неплохих результатов.

Для прикидочной оценки работоспособности конструкции возможностей программы DesignSpace вполне достаточно. Программа без участия пользователя автоматически выполняет оптимизацию расчетных моделей. Апробированные многолетней практикой приемы позволяют достигать хороших результатов расчета. В частности, речь идет о разбиении на конечные элементы. Например, если внутри тела изделия встречается цилиндрическое отверстие, которое в плане может быть рассмотрено как окружность, то при построении сетки, в случае использования конечных элементов первого порядка, разбиение по дуге окружности должно идти через каждые 15°, а если используются элементы второго порядка, то не реже чем через 20-25°. В этом случае ошибка по напряжениям составит не более 5-10%. И если специалисты-прочнисты знают это, то инженер-конструктор может и не знать, поэтому вся работа по созданию конечно-элементной сетки в DesignSpace скрыта от его глаз. DesignSpace как бы ведет конструктора шаг за шагом по узкому коридору, выполняя за него требуемые операции и не позволяя ему ошибиться.

Разумеется, программа DesignSpace имеет свои пределы применимости — это большие перемещения и большие деформации, а также используется для решения сложных связанных
задач. Для определения выхода за рамки ограничений по перемещениям и деформациям рекомендуется сделать поверочный расчет и убедиться, что полученные в результате деформации и напряжения не выходят за рамки, накладываемые упругими деформациями. В противном случае решение будет неверным.

Интересным представляется решение в программе задачи топологической оптимизации изделия. Идея заключается в том, что пользователь задает один или несколько расчетных случаев, в которых полностью определяет граничные условия и задает некоторый процент редукции веса (например, 25 или 30%), который планируют достичь в результате анализа. В рамках заданных допущений выполняется расчет, в процессе которого итерационно для каждого случая определяется и строится поле главных напряжений. По полученным полям выявляются наименее нагруженные участки. Далее программа, с учетом заданного процента редуцирования, исключает их из анализа, выполняет повторный расчет с построением поля главных напряжений. Таким образом, в результате нескольких итераций пользователь получает некоторую приближенную к равнопрочностной конструкцию, получаемую отсечением «лишних», не несущих для заданных нагрузок, участков материала. Визуализация решения возможна в виде цветовых заливок, подсказывающих конструктору, в каких местах изделие можно утончить и где убрать лишний материал.

В качестве алгоритма оптимизации веса детали взят один из двух доступных в системе ANSYS — как наиболее простой и основанный на так называемой псевдоплотности
материала.

Другой интересной возможностью, о которой нельзя не сказать, является функция автоматической генерации отчетов о проведенном в заданный период времени анализе. Отчет формируется (правда, к сожалению, на английском языке) в формате HTML и включает в себя как все исходные данные по постановке задачи, так и самые подробные сведения о результатах расчета (напряжения, частоты, температуры и т.д.). В отчет также включаются и визуальные трехмерные изображения в формате JPG и VRML 2.0. Подобную функцию предполагается включить и в профессиональный CAE-пакет ANSYS.

Расчет и анализ для всех

Несмотря на кажущуюся неразрешимость противоречий, возникающих на пути сближения CAD и CAE, логика прогресса неумолима. Шаг за шагом разработчики информационных технологий накапливают знания в области интеллектуализации компьютерных программ и неуклонно расширяют их функциональные возможности. Безусловно, человек-эксперт будет занимать главенствующую позицию всегда (по крайней мере, я на это надеюсь), но доступ к знаниям будут получать все большее число специалистов, не имеющих специальных познаний в смежных областях.

Что можно в работе конструктора автоматизировать уже сегодня? Если задача и сам расчет не очень сложны, а алгоритмы, заложенные в программе, уже десятилетиями апробированы и всесторонне изучены (так что сам факт возникновения ошибки маловероятен и пользователь не нуждается в глубоком и всестороннем анализе процесса — ему требуется только некоторый оценочный результат для принятия дальнейших шагов в разработке нового изделия), то возможно использование уже имеющихся для этих целей интегрированных с CAD приложений, специально разработанных для инженеров-конструкторов.

Примером таких приложений являются DesignSpace (ANSYS, Inc.) и Dynamic Designer (Mechanical Dynamics, Inc.), использующие графические модели, разработанные конструктором, как есть — без модификации формы изделия.

Dynamic Designer и DesignSpace выполнены в рамках общей концепции, предусматривающей обмен данными через CAD-систему. Данные, полученные в результате работы одного из приложений, сохраняются вместе с данными графической модели и доступны для работы в другом приложении. В рамках концепции могут быть задействованы такие CAD-системы среднего уровня, как Mechanical Desktop, Microstation Modeler, Solid Edge, SolidWorks. Системы Dynamic Designer и DesignSpace служат ярким примером переноса идеологии тяжелых САПР на уровень средних.

Разработка геометрии кузова автомобиля и разбиение кузова на детали

Известно несколько способов проектирования кузова автомобиля. Один из них, практикуемый в дизайн-центре «АвтоВАЗа», использован в данной работе. Он предусматривает прохождение ряда проектных шагов.

В основу проектирования автомобиля как симметричного объекта положен принцип, определяющий положение его системы координат (СК), — автомобиль имеет главную нулевую плоскость ZX, вертикально расположенную на его продольной оси, горизонтальную плоскость XY и вертикальную ZY, проходящую через ось передних колес. Работа начинается с выбора местоположения начала координат кузова автомобиля.

Следующим этапом является построение поверхностей кузова по характерным кривым (рис. 13), постоянно присутствующим на автомобиле (разъемы дверей, разъемы между соединенными деталями кузова и т.д.). По этим очеркам составляется некая «проволочная» модель, пересечение кривых, и появляется каркас поверхности.

Построение каркаса кузова

Построение ортогональных проекций

Далее выполняется построение каркаса поверхности в ортогональных проекциях (вид сбоку, сверху, спереди).

Затем из ортогональных проекций кривых получают 3D-кривые, по ним конструктор начинает работу по проектированию кузовных поверхностей.

Наконец, на пятом этапе полученные от дизайнера трехмерные кривые обрабатываются в CAD-системе (в нашем случае — в PowerSHAPE). Остановимся на этом этапе подробнее.

Сначала по каркасу кривых «натягивают» поверхности, позволяющие видеть общую структуру кузова болида, после чего дизайнер и конструктор прорабатывают элементы аэродинамики и тем самым приходят к общей композиции автомобиля. Дизайнер использует в работе эскизное проектирование в системе для промышленного дизайна Rhino (компании Rhinoceros), позволяющее быстро строить поверхности, но дизайнерское построение характеризуется большой погрешностью.

Проектирование скульптуры каркаса

Работа конструктора заключается в детальной проработке полученных от дизайнера данных, то есть все каркасные кривые и «натянутые» по ним поверхности перестраиваются с высокой точностью с целью получения окончательных кузовных поверхностей (рис. 17) и принятия дальнейших конструкторско-технологических решений. Параллельно с проектированием кузовных поверхностей идет разработка рамного каркаса, который является несущей силовой конструкцией автомобиля.

Решение общей композиции кузовных поверхностей

Сборка кузовных деталей в общую компоновку

Базовый вариант рамы

На заключительном этапе кузовные поверхности делятся на детали (с учетом требований регламента соревнований), идет их конструктивное оформление (проработка мест разъема с сопряженными деталями). Также выполняется сборка всех полученных деталей кузова в общую компоновку.

За время работы над конструкцией болида в ней были выявлены определенные недочеты. Когда уже были полностью спроектированы и изготовлены кузовные детали, для уменьшения веса автомобиля, упрощения доступа к внутренним узлам и агрегатам, а также для удобства управления гоночным автомобилем потребовалось модернизировать существующий рамный каркас и некоторые кузовные детали.

Модернизация деталей кузова

 

Проектирование оснастки для получения деталей кузова и разработка управляющих программ для изготовления оснастки на станках с ЧПУ

CAD/CAM-технологии — основная платформа современного машиностроения. Интеграция CAD/CAM обеспечивает оперативную конструкторско-технологическую подготовку производства, что позволяет снизить издержки производства и существенно сократить цикл выпуска изделия. Для выполнения этого этапа работы были использованы CAD/CAM-системы фирмы Delcam — PowerSHAPE и PowerMILL.

Геометрическое моделирование технологической оснастки проводилось в CAD-системе PowerSHAPE. Проектирование технологической оснастки для изготовления всех деталей кузова осуществляется примерно одинаково. За основу берется 3D-модель изделия. По модели, на основе практического опыта проектирования пресс­форм, а также с использованием инструмента для анализа поднутрений, в системе PowerSHAPE назначаются базы и направления снятия детали в зависимости от уклонов поверхностей, определяются линии разъема, после чего делается вывод о необходимом количестве элементов оснастки для изготовления каждой детали кузова. По линиям разъема 3D-модель детали разбивается на элементы, которые будут получены в разных технологических формах. Далее выполняется доработка 3D-модели элемента детали до технологического перехода — добавляется технологическая надстройка (поверхности уклона, прижима и разъема, а также оптимальные радиусы переходов). Для получения высокого качества изделия необходимо спроектировать технологическую оснастку с учетом необходимых уклонов для обеспечения извлекаемости изделия из формы, чтобы избежать дефектов при усадке при полимеризации композитного материала детали. Из минимального объема (с учетом припусков на развертке) вычитаем технологический переход и получаем простейшую форму для получения деталей кузова. В итоге окончательная технологическая оснастка для большинства деталей кузова имеет достаточно простую конструкцию. В рамках журнальной статьи мы можем продемонстрировать лишь несколько самых важных элементов.

Оснастка для верхней панели кузова

Оснастка для боковой панели кузова

Оснастка для сиденья

Изготовление технологической оснастки для деталей кузова осуществлялось на фрезерном станке, оснащенном ЧПУ-контроллером. Управляющая программа создавалась по математической модели оснастки, с учетом оптимизации стратегии обработки, минимизации времени обработки и с контролем столкновений и отсутствия зарезов. Для расчета черновых и чистовых стратегий обработки была использована CAM-система PowerMILL.

Для каждой оснастки, с учетом особенностей геометрии, были выбраны наиболее подходящие черновые и чистовые стратегии фрезерования с последующей визуализацией, позволившей оптимизировать траектории движения режущего инструмента.

Кроме того, решался вопрос, из чего изготавливать оснастку для пластиковых деталей кузова. Выбор материалов для технологической оснастки (матрицы, пуансона) для формовки пластика зависит от требований к качеству поверхности изделия, программы выпуска, точности изготовления и цены. Вообще, используют эпоксидные смолы, МДФ (для опытных образцов), пенопласт (для единичного производства), комбинированные формы (например, бакелизированную фанеру). Для изготовления спроектированных элементов оснастки, учитывая единичное производство, было решено применять пенопласт и МДФ.

Процесс обработки на станках с ЧПУ и готовая оснастка. Оборудование и всё необходимое для изготовления оснастки было предоставлено прессовым производством ОАО «АвтоВАЗ» и Управлением экспериментального производства (УЭП) автозавода.

Изготовление технологической оснастки на станке с ЧПУ: а — форма для боковой панели кузова; б — элемент формы для облицовки дуги безопасности

Готовая технологическая оснастка для изготовления деталей кузова

 

Достоинства и недостатки методики

К преимуществам систем специалисты относят:

  • сжатые сроки изготовления изделия – нет необходимости выполнять процедуру снятия слепка, что позволило провести реставрацию зубной единицы за одно посещение стоматолога. В процессе протезирования рекомендована местная анестезия и только на этапе подготовки органа к предстоящему вживлению конструкции. Исключение составляет установке керамических мостовидных систем цельного типа – их ставят за два посещения;
  • возможность увидеть результат заранее на мониторе компьютера. Кроме того, пациент может подобрать оттенок, максимально подходящий по цвету к природным органам и врач выберет детальную форму модели;
  • работа под ключ. Использование компьютерных программ и современных инновационных технологий позволило там, где раньше в течение первого визита только ставили пломбу, теперь завершить все манипуляции под ключ. Материал разрешает смешивать керамические элементы в необходимых концентрациях и получить в результате отличную их совместимость, гипоаллергенность и высокие сроки эксплуатации;
  • каркас довольно тонкий – не более 0,4 мм, что избавляет от необходимости обтачивать зубы, их лишь слегка шлифуют, создавая шероховатый рельеф, усиливающий сцепление материалов;
  • отсутствие появления затемнений в местах, граничащих с коронками, в составе которых есть металлические сплавы;
  • возможность качественно обработать пломбу и поверхностную часть эмали так, что они будут выглядеть цельно;
  • фрезерные реставрации – это высокая износостойкость коронок, прочность и длительные сроки эксплуатации;
  • возможность корректировать и подгонять систему;
  • исключение погрешностей. Поскольку в процессе производства детали человеческий фактор задействован по минимуму, следовательно, и вероятность ошибки практически исключена;
  • высокая точность на всех этапах изготовления изделия, обеспечить которую способны только современные компьютерные технологии;
  • устройства, изготовленные подобным образом, не взывают физического дискомфорта, не наносят механической травмы мягким тканям десны и почти не деформируются в процессе эксплуатации, в отличие от аналоговых версий, изготовленных ручным способом.

Есть у технологии и свои минусы:

  • не каждый вариант протезирования можно выполнить по данному методу, и насколько оправдано применение CAD CAM, врач решает индивидуально;
  • в отдельных случаях готовый результат может отличаться от компьютерной версии – системы могут отличаться по цвету и выглядеть не совсем естественно;
  • достаточно высокая стоимость услуги, что ограничивает ее применение пациентам с низким уровнем достатка.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteEmailWhatsApp
Напишите комментарий

Adblock
detector