Блюминг и слябинг

Технология блюминга

Блюминг имеет вид двух станин, которые объединены в клетьевую установку (высота от 6 до 10 метров). Станины представляют представляют собой вращающиеся отливки, на которые крепятся крупные металлические валки из стали с никелевыми и хромовыми добавками. Технология работы подобной установки очень проста: валки под действием электрического тока осуществляют медленное вращение вокруг своей оси, а при попадании между ними стального слитка происходит его обжатие — в результате образуется блюм.

Обратите внимание, что верхний валок обычно имеет встроенный электропривод для подъема и опускания установки — за счет этого происходит регуляция толщины слитка-блюма. Помимо этого блюминг-установки оснащены вспомогательными элементами — запасными электрическими двигателями, системами охлаждения, установками подачи смазочных материалов на поверхность валков и так далее

Также обратите внимание, что это общая схема. На практике встречаются также многоклетьевые установки, блюминги с реверсивной подачей заготовки, установки с тремя валками и так далее

Самой большой популярностью в России пользуются установки блюминг-1300 и 1150, которые показывают хорошие технико-эксплуатационные показатели, редко ломаются и не требуют специального ухода. Также существуют и более современные установки, а самые мощные агрегаты промышленного типа могут давать порядка 5-6 миллионов блюмов в год.

Блюминг и слябинг

Преимущества

У технологии блюминга есть масса преимуществ, которые отсутствуют у конкурирующих технологий проката:

  • Можно регулировать степень подъема верхней валки — благодаря этому можно регулировать степень обжатия полуфабриката-блюма, а также регулировать его общую толщину.
  • Есть возможность управления скоростью обкатки — это заметно упрощает процесс обкатки, что позволяет получить заготовку высокого качества.
  • С помощью одних и тех же валков можно получить разные по массе и диаметру сечению блюмы. Это заметно увеличивает производительность блюминг-стана. В случае изменения заказа оператору не придется менять установку целиком, достаточно будет лишь немного изменить параметры.

Блюминг-цех обычно состоит из трех основных частей. В первом блоке монтируются электрические двигатели для вращения станин на блюминг-установках. Обычно монтируется сразу несколько моторов — как на случай аварии, так и для ситуаций, когда требуется дополнительная мощность для агрегатов. Во втором блоке непосредственно монтируется блюминг-установка + различные вспомогательные механизмы подачи металлических заготовок. Третий блок является вспомогательным — здесь собираются и хранятся все отходы производства (окалины, обрезки и так далее).

Блюминг и слябинг

Технология

Технологический процесс производства слябов начинается с подогрева слитков в вертикальном положении в нагревательных колодцах до 1100—1280 °С. Затем слитки взвешиваются и подаются по рольгангу к валкам слябинга. Прокатка сляба осуществляется в универсальной клети за 19—31 проход с обжатиями на 50—120 мм за проход. Существуют технологические схемы с одновременной реверсивной прокаткой двух слитков. Уширение слитка компенсируется вертикальными валками. После прокатки сляб может проходить огневую зачистку поверхности, резку на слябы требуемой длины и клеймение. Готовые слябы перемещаются на склад или к следующему по технологической цепочке прокатному стану.

Годовая производительность универсального слябинга 1250 составляет 6 млн тонн слитков. Масса технологического оборудования такого слябинга составляет 8850 тонн, суммарная мощность приводов 40,4 Мвт.

Первые слябинги появились в США в конце XIX — начале XX века. В СССР первый слябинг был запущен в 1937 году на заводе «Запорожсталь». В 1960-е годы слябинги производства Новокраматорского завода производительностью до 5 млн т слябов в год вводились в эксплуатацию на Магнитогорском, Ждановском и Карагандинском металлургических заводах. В 1960—1970-х годах слябинги 1200—1370 мм были установлены на металлургических заводах США, ФРГ, Японии и других стран.

В связи с интенсивным развитием в XX веке непрерывного литья стали число слябингов, вводимых в эксплуатацию, заметно уменьшилось.

4 Несколько слов об истории создания обжимных станов

Американец Холлей в начале 1870-х годов впервые использовал станы с тремя валками для обжатия заготовок, выплавленных по бессемеровской технологии. Впоследствии он улучшил свою прокатную методику и запустил в работу трио-станы с высоким уровнем механизации. На них можно было прокатывать заготовки с относительно малым весом.

А вот британец Рамсботом создал в 1880 году реверсивный стан с двумя валками, на котором была реализована схема вращения валков в переменных направлениях. На таком оборудовании можно было обрабатывать металлургические полуфабрикаты до 5–6 тонн. В 1902-м дуо-методика стала особенно востребованной за счет того, что Ильчнер создал реверсивный электропривод, который в разы повышал эффективность прокатных операций.

Блюминг и слябинг

В Советском Союзе первый обжимной стан появился в 1933 году на меткомбинате в Макеевке. Его построили по чертежам немецких специалистов. А собственный стан советские инженеры создали лишь после второй мировой войны. Авторы этого проекта (А. Истомин и А. Целиков), а также коллектив специалистов, работавших с ними, даже получили премию имени Сталина за свою разработку.

Определение “Слябинг” в Большой Советской Энциклопедии

Слябинг

Слябингпрокатный стан,слябы,блюмингаблюминга-слябинга,СлябингСлябингмм, ммСлябингт. Мвт,Мвт.Слябингт.Слябингмммм/сек.Слябинг

В состав собственно Слябинг входят рабочая клеть (рис.), двигатели и механизмы привода и перевалки валков. К вспомогательному оборудованию Слябинг относятся слитковозы, рольганги, машина огневой зачистки слябов, ножницы для резки слябов, холодильники, штабелировщики и другие механизмы. Технологический процесс в цехе Слябинг включает следующие операции: доставку горячих слитков из сталеплавильного цеха к нагревательным колодцам; подогрев слитков в вертикальном положении в колодцах до 1100—1280 °С (в зависимости от марки стали); подачу слитков с помощью слитковозов к приёмному рольгангу Слябинг; взвешивание и подачу слитка к валкам Слябинг; прокатку сляба в универсальной клети за 19—31 проход с обжатиями горизонтальными валками на 50—120 мм за проход и снятием уширения вертикальными валками; огневую зачистку поверхности металла в потоке; резку на слябы требуемой длины; клеймение и передачу слябов по рольгангу на промежуточный склад для охлаждения и осмотра или к широкополосному стану горячей прокатки листов, установленному непосредственно за Слябинг Прокатные станы типа Слябинг появились в США в конце 19 — начале 20 вв. в результате развития конструкций и специализации обжимных и универсальных станов.

В СССР первый Слябинг 1100 (цифры — диаметр горизонтальных валков, мм) установлен в 1937 на заводе «Запорожсталь». В дальнейшем он был реконструирован и его производительность была повышена на 30%. Современные отечественные Слябинг 1150 конструкции Новокраматорского завода, введённые в эксплуатацию в 60-е гг., производительностью до 5 млн. т слябов в год работают на Магнитогорском, Ждановском и Карагандинском металлургических предприятиях. В 60—70-х гг. крупные Слябинг (1200—1370) установлены на металлургических заводах США, ФРГ, Японии и других стран. Однако в связи с интенсивным развитием непрерывного литья стали, при котором себестоимость производства слябов снижается на 8—10%, число Слябинг, вводимых в эксплуатацию, заметно уменьшилось.

Лит.: Целиков А. И., Смирнов В. В., Прокатные станы, М., 1958; Королев А. А.. Механическое оборудование прокатных цехов, 2 изд., М., 1965; Целиков А. И., Прокатные станы: настоящее и будущее, М., 1974.  В. А. Жаворонков.

“БСЭ” >>

“С”
>>

“СЛ”
>>

“СЛЯ”

Блюминг 1300

Блюминг 1300 конструкции УЗТМ — самый мощный автоматизированный обжимной прокатный стан. Его производительность составляет 5,5—6,0 млн. т/год, т. е. в 1,5—2 раза выше производительности типовых блюмингов 1150 (рис. 153).

Блюминг 1300 предназначен для прокатки слитков массой 10—13 т в блюмы сечением 300×300÷370×370 мм и слябов толщиной 100— 200 мм и шириной 700—1000 мм. Средний цикл прокатки слитка в блюмы составляет около 40 с, а в слябы — около 70 с. Для нагрева слитков предусмотрено 12 групп рекуперативных нагревательных колодцев с одной боковой горелкой в каждой ячейке.

Для обеспечения ритмичности прокатки слитков при длине фронта нагревательных колодцев более 300 м предусмотрена кольцевая слиткоподача от колодцев к приемному рольгангу. Взвешивание и поворот слитка на 180° перед прокаткой (в случае необходимости) осуществляются башенными весами, расположенными над приемным рольгангом. Кантователь блюминга расположен с передней стороны клети. Диаметр валков блюминга 1300 мм, длина бочки валков 2800 мм. Каждый рабочий валок имеет индивидуальный привод ст электродвигателя постоянного тока МП-110-65 мощностью 6800 кВт при частоте вращения 0—1—1,5 с-1.

За рабочей клетью установлена машина огневой зачистки блюмов и слябов на ходу всех четырех сторон и ножницы с нижним резом усилием 12,5 Мн. Клеймение блюмов и слябов в торец после резки на ножницах осуществляется в потоке автоматическим рычажным клеймителем. После обрезки переднего и заднего концов раската на ножницах блюмы по рольгангу направляют на дальнейшую прокатку на непрерывный заготовочный стан 900/700/500, а слябы, порезанные на участки заданной длины, сталкиваются толкателем на штабелирующий стол и затем передаются тележкой на склад для охлаждения и зачистки.

Благодаря широкому применению сварных конструкций и безредукторных приводов (манипулятора кантователя, ножниц и других машин) масса механического оборудования блюминга 1300 меньше массы установленных ранее типовых блюмингов 1150 и составляет около 5400 т.

Параметры некоторых блюмингов и слябингов, установленных на отечественных металлургических заводах, приведены в табл. 12.

1 Блюминг – что он собой представляет?

В прокатный цех из сталеплавильного металл приходит с агрегатов непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) в виде литых заготовок или же в слитках, которые отливались в изложницы. На блюминге указанные слитки (заготовки) обжимаются в так называемые “черновые изделия”. Они представляют собой своеобразный металлургический полуфабрикат, из коего впоследствии (после прокатки) получают конечную продукцию.

Блюм – это квадратная по своему сечению заготовка, прошедшая обработку на обжимном стане. Производительность такого стана, как правило, описывается сечением валков, используемых для прокатки стали.Блюминг и слябинг

Он может иметь три либо два валка. На большинстве отечественных предприятий работают станы с двумя валками. В мировой металлургической практике описываемые нами обжимные станы сейчас практически не используются. Это обусловлено тем, что на них отмечаются большие потери металла с окалиной, а также потери при обрезании донной и головной части стального слитка.

При этом на российских комбинатах, оснащенных конвертерными и мартеновскими печами, где выплавляют углеродистые стали, мартенситные стали и другие виды сталей, обойтись без цеха, где производится прокатка блюма, нельзя. Суть в том, что в названных печах выплавляется огромный тоннаж стали. И отливать в этом случае слитки в 1–2 тонны (по меркам металлургии – это мелкие изделия) получается технически сложно, а экономически – полностью нецелесообразно. Обычно блюм имеет массу от 5 до 25 тонн и квадратное сечение размерами до 40 на 40 сантиметров.

Блюминг и слябинг

Конструктивно стандартный стан состоит из двух чугунных станин, соединенных на высоком уровне жесткости в единую систему. В станинах, как было сказано, монтируется несколько валков сечением 1–1,5 метра. Верхний валок за счет наличия электрического механизма может опускаться и подниматься. Это дает возможность прокатывать на стане слитки различной толщины.

Отличие от слябинга

Блюминг и слябинг имеют различное устройство и функциональное назначение. Слябинги менее распространены, имеют более высокую стоимость. Они производят до 2,5 млн. т заготовки в год. Скорость прокатки — до 6 м/с.

Таким образом, блюминг – более универсальный агрегат, чем слябинг. На блюминге можно получать и блюмы, и слябы. Размер слябинга определяется длиной рабочей части валков, а размер блюминга — диаметром валков.

Конструктивно отличие блюминга от слябинга состоит в следующем. Слябинг имеет две пары валков. Одна пара расположена горизонтально, вторая – вертикально. Благодаря валкам, установленным вертикально, слиток, не кантуясь, обжимается по бокам. В остальном эти два прокатных стана аналогичны.

Несмотря на все достоинства, блюминги – прокатные станы, которые в настоящее время считаются устаревшими и на передовых предприятиях выведены из эксплуатации. Это обусловлено значительными потерями металла с обрезью и окалиной. Они используются на некоторых металлургических предприятиях России и Украины, где еще применяется неэкономичная технология разливки стали в изложницы.

Применение

Слябинги применяются для обжатия заготовок массой 40—45 тонн. Готовые слябы имеют прямоугольное сечение шириной 100—300 мм и длиной 600—2320 мм. В отличие от блюминга, слябинг, как правило имеет две пары валков — горизонтальные и вертикальные, устанавливаемые для получения правильного прямоугольного сечения сляба. Обжатие слитка происходит в реверсивном режиме. Наибольшее распространение получили универсальные двухклетевые слябинги, в которых первая клеть снабжена 2 горизонтальными валками, вторая — двумя вертикальными валками. Клети располагаются рядом для обеспечения непрерывной прокатки.

Альтернативным способом получения заготовки для листовых станов является разливка стали на машинах непрерывного литья.

В состав слябинга входят рабочие клети, двигатели, механизмы привода и перемещения валков. К вспомогательному оборудованию относятся слитковозы, рольганги, кантователи, машины огневой зачистки слябов, ножницы, холодильники и штабелировщики. Горизонтальная клеть слябинга, как правило, имеет цельнолитую станину. В нажимных механизмах используются винтовые и червячные передачи от двигателей, обеспечивающих подъём верхнего валка. Вертикальная клеть слябинга состоит из трёх частей, которые соединяются анкерными кольцами. Привод каждого вертикального валка осуществляется через независимый редуктор и вертикальный шпиндель.

История

Впервые трио-станы были применены для обжатия бессемеровских слитков в США А. Холлеем (1871). В последующие годы Джон и Джордж Фриц, а также А. Холлей там же построили механизированные трио-блюминги для прокатки слитков небольшой массы. В Англии Рамсботомом был сконструирован (1880) дуо-реверсивный стан с переменным направлением вращения валков для прокатки слитков до 5 т и более. Широкое распространение дуо-реверсивный стан получил благодаря электрическому реверсивному приводу, предложенному К. Ильчнером (1902). В СССР блюминги изготовляют с 1931; первый произведенный в СССР (по немецким чертежам) блюминг введён в эксплуатацию на Макеевском металлургическом заводе (1933). В конце 1940-х гг. советскими учеными и инженерами (А. И. Целиков, А. В. Истомин и др.) была разработана первая собственно советская конструкция блюминга (работа была удостоена в 1951 г. Сталинской премии 2-й степени).

Современный блюминг состоит из двух прочных чугунных станин, скреплённых в жёсткую систему, в них заваливается при помощи специальных подушек 2 валка диаметром 1,0 — 1,3 м, причём верхний валок при помощи особого электрического устройства может подниматься и опускаться в зависимости от толщины прокатываемого слитка.

Слябинг

Слябинг – реверсивный стан горячего проката, имеющий в отличие от блюминга кроме основных рабочих и наиболее нагруженных горизонтальных валков еще и вертикальные валки, которые обжимают металл не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

Слябинги, кроме горизонтальных валков, имеют вертикальные валки для обжа-гия боковых кромок сляба.

Слябинг является универсальным реверсивным обжимным станом. При каждом проходе через клеть слиток деформируется одновременно горизонтальными и вертикальными валками. За обжим-ньш станом установлены ножницы, на которых обрезают толовную и заднюю части раската и разрезают раскат а слябы необходимой длины.

Слябинг требует применения сложного электрохозяйства и большого количества электрооборуд-ова н и я. В непосредственной близости к отдельным рабочим участкам слябинга размещаются посты управления для оперативного персонала участвующего в управлении процессом прокатного производства.

Слябинги – это мощные универсальные реверсивные станы с диаметром горизонтальных валков более 1100 – 1200 мм и диаметром вертикальных валков 700 мм, служащие для прокатки слитков для листовых прямоугольных заготовок – слябов толщиной 75 – 300 мм и шириной 400 – 1600 мм. Для обжима небольших слитков до 2 m применяются обжимные трехвалковые станы с диаметром валков 750 – 850 мм.

Слябинги – это мощные универсальные реверсивные станы с диаметром горизонтальных валков более 1100 – 1200 мм и диаметром вертикальных валков 700 мм, служащие для прокатки слитков для листовых прямоугольных заготовок – слябов толщиной 75 – 300 мм и шириной 400 – 1600 мм. Для обжима небольших слитков до 2 т применяются обжимные трехвалковые станы с диаметром валков 750 – 850 мм.

Слябинг – обжимной прокатный стан для переработки крупных стальных слитков в слябы, отличающийся от блюминга наличием, кроме горизонтальных, еще и вертикальных валков для обжатия боковых кромок слитка. Сляб – полупродукт металлургического производства, предназначенный для производства листового проката и представляющий собой плоскую стальную заготовку прямоугольного сечения, Получаемую на установках непрерывной разливки стали или обжатием слитка на слябинге.

Слябинг № 2 характерен тем, что на нем в значительной мере упрощена кинематика наиболее ответственных механизмов за счет использования результатов достижений наших электромашиностроительных заводов.

Слябинг и цех горячей прокатки жестко связаны технологическим процессом ( и в связи с этим генеральным планом) и требуют сооружения отдельной ГПП.

Слябинги отличаются от блюмингов еще и тем, что в них имеются обычно с одной стороны рабочей клети ( реже – с обеих) вертикальные гладкие валки – так называемые эджеры.

Слябинги и блюминги выполняются обычно в виде одно-клетьевых дуо-реверсивных станов. Мощность электродвигателя в современных мощных обжимных станах достигает 7000 л. с. Для прокатки листов толщиной до 60 мм очень часто применяют одноклетьевые станы трио с качающимися или подъемными столами.

Слябингом называют реверсивный стан для прокатки слитков в слябы. Для обжатия боковых кромок слябинги, кроме горизонтальных, имеют еще и вертикальные валки. На слябингах прокатывают плоские слитки массой до 15 – 25 м и более в слябьг толщиной от 50 до 300 мм и шириной от 500 до 180.0 мм и более.

Слябингом называют обжимной стан, предназначенный для прокатки плоских слитков массой до 30 т в слябы толщиной до 250 мм и шириной до 1900 мм. Валки слябинга имеют гладкую бочку. Для обжатия слябов по кромкам с передней или задней стороны рабочей клети на расстоянии около 2 5 м от нее устанавливают клеть с вертикальными валками. Диаметр вертикальных валков 900 – 1000 мм, длина бочки около 2400 мм. Валки приводятся во вращение от реверсивного электродвигателя мощностью 2950 кет или от двух электродвигателей мощностью по 1450 кет каждый, с числом оборотов 0 – 60 – 150 в минуту.

Производительность слябинга – до 350 – 400 т за фактический час работы, или 2 0 – 2 3 млн. т в год слитков.

Производительность слябинга при благоприятном соотношении количества слябов различных размеров может доходить до 350 т, а при прокатке крупных слябов – до 500 т в час.

Прокатная обработка металлов — блюмы и слябы

На конечном этапе металлургического производства осуществляется обработка металлов методом прокатки. С помощью прокатки можно получить различные заготовки. Однако чаще эта технология используется для получения специальных слитков-полуфабрикатов — блюмов либо слябов. По ряду показателей слябы и блюмы очень похожи, однако между ними и есть ряд отличий:

  • Блюмы. Представляют собой стальные полуфабрикаты в виде квадратных слитков со слегка закругленными концами. Получают блюмы-полуфабрикаты методом обжатия на специальных станах. В большинстве случаев слитки-блюмы весят 10-15 тонн, сторона слитка составляет 15-45 см, а длина — от 1 до 5 м. Блюминг-станы также используются и для получения некоторых изделий — балок, швеллеров и так далее.
  • Слябы. Слябы также представляют собой стальные полуфабрикаты, однако от блюмов они отличаются габаритами. Сляб имеет вид длинной полосы четырехугольной прямоугольной формы. Толщина 10-25 см, а ширина — от 3 см до 2 м (длина обычно находится в пределах 1,5-5 метров). Слябы получают на специальных слябинг-станах, которые имеют отличное строение от блюминг-станов.

Блюминг и слябинг

Этапы проката металла

Давайте теперь узнаем о том, как непосредственно происходит прокатка металла методом блюминга:

Нагрев

Перед обкаткой необходимо выполнить разогрев металлической заготовки. Это позволит придать материалу пластичности, что положительно скажется на качестве его обкатки. Для нагрева слитки с помощью кранов помещаются в специальные колодцы, где их нагревают до 1300 градусов. Для более оптимального нагрева слитки обычно помещаются в вертикальном направлении вдоль одной из стен колодца. Время нагрева слитков напрямую зависит от их начальной температуры. Если в колодцы помещаются полностью холодный металл, то нагрев осуществляется порядка 14 часов. Если же слитки поступают в колодцы с температурой 500-800 градусов — то не более 8 часов.

Доставка, взвешивание, перемещение

После нагрева слитки достаются из колодца с помощью все тех же кранов. Происходит взвешивание нагретых слитков. Затем оператор выбирает формат размещения слитков, а при необходимости он может осуществить разворот слитков методом кантования на 180 градусов. Зачем это нужно? Дело все в том, что в случае размещения «неспокойной» стали в стандартном направлении получится большое количество обрезков и окалин

Разворот слитка донной части позволит уменьшить количество «мусора», что очень важно с точки зрения экономии производства

Блюминг и слябинг

Обжатие

Теперь происходит непосредственно обжатие слитка на блюминг-установке. Обжатие обычно осуществляется в 10-15 пропусков — в зависимости от того, какой диаметр итогового блюма-полуфабриката вам нужно получить. За один обжим заготовка обычно уменьшается в размерах на 5-15 сантиметров. Полный цикл прокатки занимается 30-60 секунд (при максимальной скорости 7-8 м/с). Обжатие является достаточно трудоемким и сложным мероприятием, а осуществляют его операторы блюм-машин.

Финальная обработка готового блюма

После получения блюм-полуфабриката осуществляется финальная обработка. Для обработки обычно используются специальные МОЗ-машины, которые по сути представляют собой модифицированные горелки. После обработки блюмов с помощью горелок осуществляется обрезка. Сперва отрезаются плохие концы заготовки, а потом с помощью специального режущего аппарата блюм режется на несколько равных частей. Согласно нормам ГОСТ в конце на все части блюма нужно нанести специальное клеймо. На котором должна будет указана техническая информация — марка стали, номер производственного цикла, базовые сведения об операторе. В конце с помощью конвейерной ленты блюмы отправляются на склад для финальной маркировки и хранения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteEmailWhatsApp
Напишите комментарий